Занятие №1. «Как понять ребенка? Особенности развития ребенка младенческого и раннего возраста»
«Тренироваться и видеть добрую чайку в каждой из птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих. Вот что я называю любовью»
План проведения:
- Введение в тему: первичность воспитания (через подражание) или развития (через обучение).
- Особенности развития ребенка младенческого и раннего возраста.
- Работа в малых группах: каковы потребности ребенка. Обсуждение.
- «Остров ребенка»: творческая работа в малых группах.
- Как помочь ребенку чувствовать себя сильным, уверенным и нужным: обсуждение рекомендаций.
- Завершение, подведение итогов.
Краткая информация к теме.
1-й год. Характеристика возраста.
Разные модальности восприятия, чувственное познание мира.
Рано различает эмоции: радость, интерес, удивление, отвращение, печаль, страх; в более позднем возрасте гнев + нейтральные эмоции.
Способы реагирования: улыбка, плач, движение глаз, синхронные движения рук, ног, изменение частоты дыхания.
Таким образом, для ребенка характерна тонкая чувствительность к различению сигналов.
Этапы взаимодействия: «Мы – вместе», иллюзия всемогущества («Я в этом участвую).
Потребности: стабильность мамы, визуальный образ мамы. «Достаточно хорошая мама» — устойчивая, эмоционально доступная, чувствительная к сигналам ребенка.
2- год. Характеристика возраста – дистанция, противоречивость, у ребенка может появиться чувство вины – у него появляются противоречивые чувства в адрес мамы.
Достаточно хорошая мать с радостью отпускает и с радостью встречает. Страх, гнев, отвержение мамы – источник неблагоприятного развития ребенка; появляется выбор – быть плохим и непринятым или сохранить любовь (невротический путь развития).
Потребности: автономность, границы, большая дистанция, эмоционально открытое общение, последовательное и понятное поведение взрослого, обозначение эмоций.
3-й год. Характеристика возраста.
Кризис 3-х лет, формируется базовое доверие к миру.
Потребности: автономность, границы, проявление большей самостоятельности.
Ведущая:
педагог-психолог
Мельник Г.Д.