Детская игра, особенности и роль в жизни дошкольника
Игра как деятельность.
- Виды деятельности в период от рождения до 7 лет: общение (младенчество), предметно-манипулятивная (ранний возраст), сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст).
- Аспекты деятельности как ведущего типа:
— отношение к миру вещей
— отношение к окружающим людям
Материалы психологических исследований показывают, как «в результате развития определенной стороны деятельности, ее насыщения, увеличения объема и формирования соответствующей системы отношений, внутри нее формируются компоненты, которые все больше и больше с ней не согласуются, порождая новую позицию ребенка, объективно создавая условия для проявления в итоге другой стороны деятельности». Например, насытившись мамой на 1-м году жизни, ребенок все больше и больше стремится уйти от нее. Его все больше и больше начинают интересовать игрушки, он переходит от манипуляций к действиям с игрушками. Конечно, благодаря взрослому у малыша поддерживается и развивается интерес и желание действовать с различными предметами. В предметно-практической деятельности у ребенка 2- 3 года жизни преимущественно развивается интеллектуальная сфера. По мере ее насыщения идет развитие мотивационно-потребностной сферы. Накопленный к 3-м годам социальный опыт обеспечивает развитие «самости», требующей своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее адекватно усваиваются детьми в различной игровой деятельности. Именно поэтому игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Высшим этапом игры становится сюжетно-ролевая игра по правилам.
Проблема 1. Нереализованные потребности младенческого и раннего возраста могут негативно сказаться на развитии детской игры в дошкольном возрасте. При организации среды дома не всегда учитываются возможности и интересы ребенка. Недооценивается роль общения ребенка и взрослого.
- Основные психологические новообразования дошкольного возраста:
- 3-4 г – умение ставить цель
- 4-5 лет- умение ставить цепочку целей
- 5-7 лет соподчинение мотивов
Проблема 2. Если идет задержка или искажение личностного развития ребенка, игра не получает своего развития. Ребенок не умеет играть самостоятельно, требует постоянного участия взрослого. Часто действует игрушками неадекватно, не вписывается в правила игры коллектива сверстников.
Чрезмерная интеллектуализация ребенка лишает ребенка игры и негативно влияет на психо-эмоциональное развитие. Незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантильность к концу дошкольного периода мешают дошкольнику перейти на новый этап развития и полноценно освоить позицию школьника.
Проблема 3.
Проблема 4. Игра не получает своего развития, разворачивается по одному сценарию, часто агрессивному. Наблюдения за детьми раннего и дошкольного возраста показывают, что увеличивается количество детей с особенностями в развитии эмоциональной сферы (повышенная тревожность, страхи, гиперактивность и т.д.). Часто эти дети начинают ориентировать на игрушки, позволяющие им отработать напряжение, агрессию, но в тоже время игра не получает своего развития, ребенок вновь и вновь прокручивает один сценарий или же появляются проблемы в коммуникации с другими.