Рисунок «Мать и дитя» в диагностике привязанности
Для решения поставленной нами задачи создания психодиагностического инструмента для изучения привязанности.
Объединив анализ репрезентаций внешнего (межличностного) и внутреннего (ин-трансихичсского) уровней проявлений ранних аффективных переживаний, получаем возможность оценки исследуемого феномена привязанности на графическом материале. В нашем случае репрезентацией межличностного уровня проявлений привязанности служат критерии, указывающие на внешние (формальные) аспекты отношений изображенных фигур матери и ребенка. Среди таких критериев мы рассматриваем ряд содержательных характеристик рисунка, а именно аспекты, раскрывающие специфические черты изображенной диады (кто изображен, каков характер взаимоотношений фигур, каково их эмоциональное состояние). Интрапсихический уровень проявлений привязанности находит свое отражение в пространственных (как размещается рисунок), технических (особенности графики), а также некоторых содержательных характеристиках рисунка. Кроме того, он отражается и в тексте рассказа но рисунку (например, в особенностях используемых индивидом психологических защит).
Таким образом, рисунок «Мать и дитя» представляется, с одной стороны, проекцией реальных или воображаемых отношений матери и ребенка, с другой, проекцией бессознательного ядра личности, несущего на себе отпечатки ранних диадных отношений. В связи с этим первичной задачей данного исследования стало выделение проявляемых на межличностном и интрапсихическом уровне признаков надежной и тревожной привязанности, для чего были использованы положения, разработанные в теории привязанности Дж. Боулби и концепции объектных отношений М. Кляйн. При создании системы оценки мы также опирались на взгляды, представленные в ряде концепций проекции (Абт, 2000; Беллак, 2000; Франк, 2000). Кроме того, полезными оказались идеи, воплощенные в хорошо известных рисуночных методиках, таких как «Рисунок человека» К. Маховер (Маховер, 2000) и «Дом—Дерево Человек» Дж. Бука (Бук, 1997).
Разработка методики
Как уже отмечалось выше, за основу нового инструмента изучения привязанности была взята рисуночная методика «Мать и дитя», представленная Жаклин Гиллеспи. В своей работе автор не предлагает количественной оценки полученного материала, равно как и не выделяет репрезентируемые испытуемыми типы отношений фигур матери и ребенка. Мы предположили возможность дифференциации ряда признаков, присущих изображению диады матери и ребенка, анализ которых позволил бы эксперту делать выводы о свойственном индивиду типе отношений привязанности.
Для реализации поставленной задачи было проведено исследование, в котором приняли участие испытуемые трех возрастных групп. Основную выборку составила группа испытуемых в возрасте 17—30 лет (п = 184 человек, из них 64 — мужчины, 120 — женщины)[1]. Все испытуемые данной группы на момент обследования являлись студентами высших учебных заведений.
Другая выборка представлена группой детей в возрасте 5-8 лег (п = 85 человек, из них 44 — мальчики, 41 — девочки). В число испытуемых данной выборки были включены условно здоровые дети (п = 61, из них 38 — мальчики, 23 — девочки), а также дети, страдающие психосоматическими заболеваниями (кожными расстройства ми: п = 8, из них 1 — мальчик, 7 — девочки; гастроэнтерологическими заболеваниями: п. = 16, из них 5 — мальчики, 11 — девочки). Третью выборку составила группа подростков в возрасте 13- 15 лет (п = 39, из них 15 — мальчики, 24 — девочки)2. В данной выборке также были выделены подгруппы условно здоровых детей (п = 19, из них 5 — мальчики, 14 — девочки) и детей, страдающих бронхиальной астмой и другими формами аллергических реакций (п = 20, из них 10 — мальчики, 10 — девочки).
В исследовании также были задействованы материалы, полученные в двух клини ческих группах: группе пациентов женского отделения Республиканской клинической психиатрической больницы (п = 10)-* и группе пациентов подросткового отделения Республиканского наркологического диспансера (п = 7У.
Таким образом, в целом в исследовании были задействованы материалы 325 чело век, из них 130 — лица мужского пола и 195 лица женского пола.
С половиной выборки испытуемых-взрослых (п = 97, из них 40 — мужчины, 57 -женщины) диагностическая работа проводилась индивидуально, в остальных случаях (п = 97, из них 24 — мужчины, 73 — женщины) была использована групповая форма обследования. В группах детей и подростков исследование носило строго индивидуальный характер.
Полученные в ходе исследования материалы (графическая работа и рассказ по ней) были подвергнуты тщательному анализу. Результатом предварительной обработки диагностических материалов стал перечень критериев оценки привязанности. Все выделенные критерии были отнесены к четырем основным категориям:
- пространственные характеристики рисунка;
- содержательные характеристики рисунка;
- технические характеристики рисунка;
- данные пострисуночного опроса.
В каждой оценочной категории были отмечены существенные признаки, фиксиру ющие репрезентации привязанности на графическом уровне. При этом предполагалось, что в работах испытуемых выделенные признаки могут быть репрезентированы либо в «надежных», либо в «тревожных» аспектах. К примеру, расположение изображений матери и ребенка может нести в себе признаки надежности привязанности (фигуры в центре листа) или ее тревожности (фигуры смещены к краю или размещены в углу листа). В конечном итоге часть признаков была представлена альтернативными вариантами надежных и тревожных аспектов привязанности (например, присутствие обеих фигур — отсутствие одной из них), другую же часть составили признаки тревожности, не имеющие альтернативы в континууме надежности (например, позы, указывающие на состояние волнения, напряжения).
На следующем этапе работы были созданы шкалы оценок надежности и тревожности. В целом, принцип оценки полученного материала заключается в присвоении баллов за каждый обнаруженный признак надежности и тревожности с занесением их в соответствующую шкалу. Для ряда признаков оценка может достигать 2-х и даже 4-х баллов, что связано с диагностической значимостью данных признаков (например, за изображение фигур матери и ребенка спиной к зрителю выставляется оценка в 2 балла, а за отсутствие изображений обеих фигур — 4 балла).
Далее был поставлен вопрос о значении критических оценок надежности и тревожности, указывающих на грань между репрезентациями надежного и тревожного типов отношений привязанности. Для решения этой задачи мы привлекли данные проективного метода исследования привязанности у взрослых — Adult Attachment Projective (George, West & Pettera, 1997). Часть испытуемых взрослой (неклинической) выборки участвовала в исследовании привязанности с помощью АЛР. Их данные были использованы в качестве стандарта для определения критических значений оценок надежности и тревожности в разработанной нами системе. В результате сравнительного анализа данных двух методик исследования привязанности были установлены пороговые значения оценок надежности и тревожности.
Кроме того, разработанная система была дополнена таблицей возможных сочетаний оценок надежности и тревожности, позволяющей определять тип отношений привязанности согласно принятой классификации: надежная/автономная, амбивалентная/ озабоченная, избегающая/отвергающая и дезорганизованная/неразрешенная. Выводы о соответствии определенного сочетания оценок тому или иному типу привязанности были сделаны исходя из представленных в литературе концепций моделей привязанности (Fonagy et al., 1993; Hesse, 1999), а также на основании сравнительного анализа полученных результатов с данными ААР.
Перспектива дальнейшей работы над созданной системой оценки привязанности видится в привлечении к анализу материалов других возрастных групп, а также клиничес ких выборок. Значимым представляется и изучение надежности и валидности данного инструмента, требующее специального изыскания с применением подтвердивших свою надежность методов исследования привязанности.
Таким образом, предлагаемая методика является итогом первоначального этапа работы над диагностическим инструментом, направленного на исследование привязанности.
Особенности применения.
Предлагаемая в данной работе система оценки привязанности предназначена для исследования лиц, достигших 7-летнего возраста. Но необходимо заметить, что и в случае анализа материалов детей старшего дошкольного возраста может возникнуть’ проблема вероятного искажения картины отношений привязанности. В нашем исследовании в ряде случаев было обнаружено достаточно сильное влияние актуальных переживаний, связанных с материнской фигурой, отразившихся на содержательной стороне работы. Так, один мальчик, остро переживавший рождение сиблинга, на просьбу исследователя нарисовать маму с ребенком смог изобразить лишь голову ребенка, в котором признал своего брата-младенца. В остальных отношениях рисунок был вполне удовлетворительным. Для получения более надежных данных в подобных случаях мы рекомендуем проводить комплексную диагностику с применением инструментов разного тина (рисунок, рассказ по картинке, изложение истории) либо предлагаем через определенное время провести повторное обследование с использованием данной методики.
Будучи проективной методикой, рисуночный тест «Мать и дитя» может найти применение в любой из областей психологической деятельности: диагностической, консультативной или коррекционной. Понимая условность такого разграничения психологической работы, все же обозначим возможности применения данной методики в каждой из указанных областей.
В диагностической работе рисуночная методика «Мать и дитя» может использоваться с целью выявления особенностей представлений индивида об отношениях с материнской фигурой, качестве привязанности к ней, а также для оценки личностных характеристик, рассматриваемых в контексте ранних объектных отношений. В зависимости от поставленных исследовательских задач полезной может оказаться как качественная, так и количественная обработка полученных материалов. При обследовании индивида разумно использовать оба вида анализа, тогда как для изучения группы целесообразно применить количественный анализ. При индивидуальной работе полученные в ходе анализа данные могут помочь психологу наметить план дальнейшей психологической работы с индивидом. В диагностике группы полученные результаты могут стать основой для выделения подгрупп с различным типом привязанности.
В консультативной деятельности рисунок матери и ребенка мог бы послужить ново дом для начала беседы об отношениях клиента с матерью, раннем периоде его развития, особенностях привязанности к значимым людям своего окружения. Количественный анализ здесь мог бы указать психологу на возможные нарушения отношений привязанности, разъяснения которым предоставила бы последующая беседа с клиентом. Кроме того, понимая значимость отношений с материнской фигурой и их огромную роль в развитии и функционировании индивида, можно предположить возникновение у некоторых клиентов трудностей с вербализацией темы отношений с матерью. Выявившееся в ходе консультирования сопротивление можно попытаться преодолеть, попросив клиента нарисовать мать с ребенком, после чего начать опрос о том, что изображено на рисунке. Опосредованность болезненной темы графическим характером работы даст возможность снизить тревожность клиента, а проекция переживаний ранних диадных отношений на абстрактные фигуры облегчит процесс вербализации.
В коррекционной работе, направленной на преодоление выявленных у индивида дефектов привязанности, методика «Мать и дитя» может использоваться неоднократно с соответствующей модификацией предъявляемого задания. Модификация задания должна определяться характером обнаруженных у клиента нарушений в ранних объектных отношениях. Так, клиента можно попросить изобразить мать и ребенка, занимающихся совместной деятельностью, с целью проанализировать особенности взаимодействий матери и ребенка, их способность проявлять понимание, доверие и отзывчивость по отношению друг к другу. Другие сюжеты могут включать ситуации фрустрирующего характера, такие как «Мама уходит, ребенок остается», «Ребенок заболел», «Мама с ребенком в опасности» и др. В целом темы сюжетов следует черпать из бесед с клиентом, в которых обозначаются проблемы привязанности.
Предложение использовать рисунок «Мать и дитя» в коррекционной деятельности относится, главным образом, к работе с детьми, поскольку именно у этой категории клиентов возникают наибольшие затруднения в вербализации переживаний. Однако данная форма работы может успешно использоваться и в работе со взрослыми клиентами, обнаруживающими подобные затруднения. Заметим, что модифицированные рисунки матери и ребенка также можно подвергнуть количественной обработке по разработанной системе оценки привязанности. Количественный анализ в этом случае поможет зафиксировать динамику психокоррекционного процесса и проследить эффективность проводимой работы.
Таким образом, рисуночная методика «Мать и дитя» и предлагаемая система количественного анализа полученных изображений обладают достаточно широкими возможностями применения в комплексной диагностике консультативно-коррекционной работе психолога.
Процедура исследования
Материалы. Для проведения исследования необходимы лист белой бумаги форма та А4, простой карандаш и ластик.
Инструкция. Перед началом исследования испытуемому дается следующая инст рукция: «Нарисуйте, пожалуйста, маму с ребенком. Постарайтесь сделать это как можно лучше*.
На уточняющие вопросы о том, какую маму следует нарисовать, с каким ребенком, что они должны делать и т. д., следует отвечать: «Как Вы пожелаете» или «Как Вы считаете нужным». Испытуемому предоставляется полная свобода в осуществлении поставленной перед ним задачи, исследователь не оговаривает пол и возраст ребенка, а также возраст матери, не уточняет ситуацию, в которой изображаются персонажи. Не оговаривается и расположение листа (горизонтальное или вертикальное). Испытуемых, которые отказываются выполнять задание, ссылаясь на неумение рисовать, необходимо ободрить, сказав, что художественные способности в данном исследовании не оцениваются.
Если испытуемый все-таки не решается начать работу над рисунком, можно попросить его изобразить маму и ребенка в образах животных. Несмотря на то, что подобные изображения диады матери и ребенка обладают меньшей диагностической ценностью по сравнению с изображениями человеческих фигур, такой рисунок может предоста вить определенный материал для анализа. В нашем исследовании мы не встретились с отказами выполнить предложенное графическое задание, но при этом в выборке взрослых обнаружили два рисунка, изображающих мать и ребенка в образах животных, один такой рисунок встретился и в выборке подростков. Также среди работ взрослых встретились изображения матери и ребенка в образах растений, которые, к сожалению, не подлежат количественной обработке но разработанной системе, поскольку исключают диагностику по ряду значимых содержательных критериев.
Большую трудность представляют случаи, когда испытуемые не отказываются от работы, но выполняют ее быстро и небрежно. Получающиеся в результате рисунки карикатурного типа отличаются примитивной графикой, схематичным изображением, бедностью деталей и бессодержательностью. Количественная оценка таких работ неизбежно выявит нарушения привязанности, что может не вполне верно отражать действительность. Наспех выполненные работы следует рассматривать как сопротивление диагностическому процессу, вызванное либо темой исследования, либо особенностями исследовательского процесса (его организацией, продолжительностью), либо личностью самого исследователя. В случае выявления таких работ есть смысл отложить исследование на некоторое время, проанализировать причины возможных сопротивлений, после чего провести его вновь в более благоприятных условиях.
Протокол. Во время проведения индивидуального обследования в Бланке регистрации данных (см. Приложение) необходимо записать:
- время выполнения рисунка (начало и завершение работы);
- последовательность выполнения деталей;
- стирания, исправления отдельных элементов (указать, каких именно);
- все замечания, комментарии и особенности поведения испытуемого по ходу работы.
После выполнения рисунка проводится пострисуночный опрос, во время которого испытуемого просят рассказать историю о том, что происходит на рисунке. Испытуемого спрашивают, что думают или чувствуют персонажи, что предшествовало изображенной сцене, и что может произойти потом. Можно также задать вопрос о том, кем бы испытуемый хотел быть на изображенном рисунке и почему. Ответы на предложенные вопросы служат дополнительным источником информации о специфике диадных отношений исследуемого индивида и также подлежат количественному анализу. Кроме того, при качественной оценке работы они могут быть использованы для уточнения спорных моментов, возникающих при анализе изображения.
В случае групповой формы обследования ведение протокола исключается, однако сохраняется проведение пострисуночного опроса. Испытуемым предлагается на отдельном листке бумаги написать историю о том, что они изобразили. Опорами в составлении рассказа могут служить вопросы, указанные в Бланке регистрации данных (см. Приложение).
Анализ рисунка
Разработанная нами система оценки рисунка «Мать и дитя» представляет собой количественный анализ изображений фигур матери и ребенка по нескольким оценочным категориям, включающим пространственные, содержательные и технические характеристики рисунка, а также особенности пострисуночного опроса. Каждая категория содержит ряд критериев, по которым определяются признаки надежности и тревожности привязанности. Ниже обсуждаются выделенные критерии оценок.
Пространственные характеристики рисунка
Под пространственными характеристиками понимаются расположение рисунка на листе и его размер. Эти характеристики мы рассматриваем как проекцию переживаний диадных отношений в целом. Данные особенности рисунка могут свидетельствовать о значимости и месте отношений привязанности в жизни индивида.
Расположение на листе
Согласно авторам проективных рисуночных тестов (Бук, 1997; Маховер, 2000), пространство листа интерпретируется как пространство внешнего мира. Соответственно, расположение изображения диады матери и ребенка на листе предположительно указывает на отводимое системе привязанности место, а также отражает отношение индивида к аффективным узам.
О важной роли отношений привязанности в системе межличностных отношений индивида свидетельствует размещение изображений матери и ребенка но центру листа. Кроме того, такое размещение рисунка, по мнению многих авторов (Бук, 1997; Вснгер, 2002; Дилео, 2001; Леви, 2000; Маховер, 2000), характеризует уверенного в себе и своих отношениях индивида. В связи с этим расположение фигур матери и ребенка по центру листа (рис. 1, 2) рассматривается нами как показатель надежной привязанности и оценивается 1 баллом по шкале надежности.
Признаком ненадежной привязанности считается смещение изображений фигур ма тери и ребенка к верхнему или нижнему (рис. 3, 4), а также правому или левому (рис. 5, 6) краю листа, эти признаки оцениваются 1 баллом по шкале тревожности. Смеще ние предполагает отклонение исследуемых изображений от центральной (вертикальной или горизонтальной) оси более чем на 2/3 от занимаемого ими пространства (рис. 7). Если изображение диады смещено одновременно в двух направлениях (вправо/влево и вверх/вниз), но при этом пространство ближайшего угла остается свободным, рисунок получает только 1 балл но шкале тревожности (рис. 8).
Следует отметить, что если на рисунке помимо исследуемых фигур матери и ребен ка изображаются другие объекты и фигуры, оценке по критерию расположения рисунка на листе подлежат лишь изображения матери и ребенка. В случае, когда исследуемые фигуры присутствуют номинально, т. с. о них только сообщается, анализируется рас положение имеющегося объекта, в котором, согласно рассказу испытуемого, находятся мать с ребенком (рис. 9).
Проявлением тревоги может считаться размещение рисунка в любом из углов листа (рис. 10, 11). Данное расположение изображений матери и ребенка отражает не только переживание незащищенности, но и поиск убежища, поэтому оценивается 2 баллами по шкале тревожности.
В целом, перечисленные выше особенности рисунка свидетельствуют о присущей индивиду неуверенности, его беспокойстве, что проявляется и в отношении к материнс кой фигуре. Данные признаки также могут указывать на отрицание конфликтных переживаний по отношению к матери и желание идеализировать свою привязанность к ней. Кроме того, отклоняющееся от центра листа изображение может отражать потребность индивида в безопасных, обеспечивающих защиту диадных отношениях.