Игрушки
Вас когда-нибудь интересовал вопрос, почему новая, столь долгожданная игрушка быстро надоела вашему малышу? Почему при обилии игрушек он играет палочкой, подобранной на улице? Почему отбирает игрушки у товарища, хотя дома есть множество игр и игрушек, иногда гораздо более новых и красочных? Как найти золотую середину между огромным количеством игрушек и их недостатком?
Итак, вы пошли в магазин. Помните! Игрушку вы покупаете не для себя, а для ребенка, поэтому должны в первую очередь думать о нем – понравиться ли ему игрушка, как он будет с ней играть, зачем она нужна ребенку, чему будет способствовать, что развивать. Чтобы малыш любил игрушку и охотно играл с ней, она должна соответствовать его возрасту, возможностям, отвечать его интересам и потребностям.
Ведущим видом деятельности ребенка является игровая деятельность. Ведущей она является не потому, что именно игра вызывает качественные изменения в психике.
В процессе развития ребенка игра видоизменяется, меняется ее содержание, появляются новые, более сложные виды игр.
Этапы развития игровой деятельности
0-3 месяца
С рождения до 1 месяца главное для малыша – эмоционально-личностное общение. Конец периода новорожденности великолепен – это, во-первых, открытие мира людей (улыбка как реакция на лицо и голос знакомого взрослого) и, во-вторых, мира предметов (фиксирует взглядом окно, останавливает взгляд на крупных предметах, следит глазами за красным кольцом вверх-вниз, обращает внимание на звуки).
С 1 до 3 месяцев по-прежнему главное – эмоциональное общение, но оно усложняется, становится взаимным, что связано с развитием различных реакций ребенка на окружающее.
С 2 месяцев малыш может следить за предметом на расстоянии 4,5 метра, следит за движущейся игрушкой; удерживает вложенное в руку колечко; прислушивается, поворачивает голову в сторону голоса взрослого, поворачивает голову на шум, чуть позже начинает искать глазами источник звука.
К 3 месяцев следит за игрушкой, движущейся по кругу; высоко поднимает голову при опоре на локти, удерживает голову, находясь на руках у взрослого; сам тянется к кольцу, кубику, начинает их ощупывать; поворачивает голову на звук; формируется «комплекс оживления» при общении – широко улыбается, гулит, быстро двигает руками и ногами.
Правила показа игрушки
- Чаще используйте сюрпризные моменты (неожиданное появление и исчезновение игрушки). Это важно для пробуждения интереса ребенка и поддержания произвольного внимания.
- Стремитесь показывать игрушки в действии, движении. Приемы действенного показа обогащают впечатления, получаемые ребенком, способствуют возникновению эмоций, создают положительное отношение к занятию.
- Ребенок раннего возраста осваивает окружающие его предметы, игрушки, явления действенным путем – стремиться взять заинтересовавшую его игрушку в руки, пытается ее подвигать, погладить, бросить, поднять, попробовать на вкус. Не мешайте ребенку осваивать игрушку.
- Ребенок будет заниматься охотно и с удовольствием, если все, что вы ему показываете, имеет привлекательный вид. Игрушки должны быть целые, несломанные, чистые, окрашенные в яркие цвета, на куклах должна быть красивая одежда.
Правила проведения игр
- Ребенка любого возраста, но особенно раннего, нельзя отрывать от интересных для него дел только из-за того, что у вас появилось свободное время, возникло желание пообщаться с малышом или просто есть возможность порадовать новой игрушкой – дождитесь, когда он будет свободен от своих игр.
- Родители часто требуют, чтобы ребенок выполнял задания так, как этого хотят взрослые. В этом нет никакой необходимости, так как в игре ребенок считает вас напарником, товарищем, а не учителем.
- Игра должна быть эмоционально окрашена, быть веселой и интересной. Забавность и обучение должны сочетаться так, чтобы одно помогало другому. Разг8оваривать с ребенком и объяснять ему надо бодро, весело, ласково, стихи и потешки объяснять живо, выразительно, меняя интонации, звонко и четко имитировать голоса животных.
- Игру лучше проводить утром или после полуденного сна. Не перегружайте ребенка – она не должна длиться боле 10 минут. Если ребенок капризничает, отвлекается, плачет –немедленно прекращайте игру.
- Успешное усвоение игр требует их повторности. На практике игра повторяется от 2 до 4 раз. Некоторые игры повторяются 5-7 раз. Эти колебания не случайны и подтверждают мысль о том, что количество повторений не может быть одинаковым, так как зависит от содержания игры и от того, насколько быстро малыш усваивает предложенную ему игру.
- Не отбирайте у ребенка его любимую игрушку только на том основании, что она не соответствует его возрасту. Заинтересовывайте малыша новыми игрушками, но старую не отбирайте.
- Игровое поведение, которое должно вызывать тревогу:
– если ребенок не обращает никакого внимания на игрушки, а вместо них использует «необычные» предметы (ботинки, веник, тряпочки, чашку), причем использует их не по назначению (например , чашку раскручивает как волчок);
— если игра малыша носит однообразный характер, не меняясь с возрастом: например, ребенок долго (иногда это может продолжаться часами) открывает и закрывает дверь.
Ребенок очень чувствителен к окружающей его жизни, он как губка впитывает все, что видит, слышит, ощущает. Вы должны использовать эти особенности развития ребенка раннего возраста для закрепления и уточнения его представления об окружающем мире. Задача взрослого заключается в том, чтобы научить ребенка наблюдать за окружающим, понимать смысл воспринимаемого, понимать и устанавливать взаимодействие между явлениями и действиями окружающего его мира.
Все, что ребенок видит, слышит, чувствует, отражается в его игре. Игра является для него важнейшим условием полноценного психического развития. В играх ребенок учится действовать с игрушками и предметами, усваивает назначение предметов и обобщенные действия с ними. В игре развивается самосознание ребенка, понимание речи и активная речь. Если содержание игры соответствует психомоторному и речевому уровню развития ребенка и нравиться ему, то игра доставляет удовольствие, приносит радость, создает комфортные условия для его существования.