• Главная
  • Новости
  • Тренинги
    • Исцеление женского сердца
    • Многообразие женского «Я»
    • Он и она: навстречу друг другу
    • Жизнь в стройном теле
    • Женские инициации
  • Сопровождение родительства
    • Статьи
  • Для Вас, коллеги
    • Статьи
    • Семинары
    • Служба ранней помощи
    • Межпрофессиональное взаимодействие
    • Консультирование
    • Библиотека
  • Публикации
  • Психологическая студия

Психологический сайт Галины Мельник

Психологический сайт Галины Мельник

Консультирование

Основные уровни человеческих отношений

В древнеиндийском трактате о любви «Ветка перси­ка» указывается, что каждый человек может любить на трех уровнях: тела, ума и души. Уже тогда было отмечено, что взаимоотношения неоднородны, в них присут­ствуют разные уровни. На сегодняшний день существу­ет немало исследований, посвященных обоснованию и описанию различных уровней взаимоотношений.

В качестве основной теоретической концепции я ис­пользую идею И. Н. Калинаускаса о возможном обозна­чении в человеке как целом некоторых его частей, таких как тело, сознание и эмоциональная сфера. Опора на эти составляющие позволяет обозначить такие психологи­ческие понятия, как «индивидуальность», «личность» и «сущность». Таким образом, возможны любые комби­нации человеческих отношений в зависимости от того, на чем они основываются (рис. 1). Дружеские отноше­ния затрагивают эмоциональный уровень, деловые — социальный и нередко эмоциональный, отношения лю­бовников — эмоциональный и сексуальный и т. п.

Дифференцированный подход дает консультанту воз­можность не рассматривать разлад в отношениях как конфликт «вообще», а находить его место на одном из уровней в иерархии отношений. Например, жалоба на то, ЧТО «муж разлюбил, надо разводиться», является отра-жением смешения эмоционального и социального уров­ней, отождествления у данного человека брака и любви как равнозначных понятий. Но такой взгляд лишь усу­губляет ситуацию. Проблема возникла на одном — эмо­циональном — уровне («муж не любит»), а поиск ее решения происходит совсем на другом — социальном («надо разводиться»). Логично предположить, что кон­структивным подходом в этом случае является помощь в обнаружении различий любви и брака и разрешение проблемы на том же уровне, на котором возникла труд­ность, в данном случае — на эмоциональном.

Рассмотрим специфику каждого уровня отдельно.

На социальном уровне партнеры расположены по отношению друг к другу во взаимосвязанных соци­альных ролях. Под «социальной ролью» понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (И. С. Кон), «фиксация определенного положения, ко­торое занимает тот или иной индивид в системе обще­ственных отношений» (Г. М. Андреева).

Важно отметить, что социальные предписания без­личны по своей природе. Они выполняются независи­мо от личностных черт и интересов человека, который это делает, всегда одним и тем же образом. То есть отно­шения на социальном уровне в определенном смысле «бесчеловечны». Основа их построения — конвенция, контракт, взаимная договоренность (рис. 2).

Эмоциональный уровень имеет совершенно иную природу, отличную от природы социального. Его можно обозначить как принципиально неконвенциональный.

Договор о прочности и неизменности эмоций невозмо­жен. Любые гарантии и обязательства по поводу чувств типа «Я ВСЕГДА буду тебя любить» нереальны и губи­тельны для договаривающихся. Перенос социального на эмоциональный уровень, который выражается попыткой установления конвенций на эмоции ради сохранения со­юза, приводит к напряжению и общей невротизации от­ношений (рис. 3).

Если рассматривать любовь как одно из ценных проявлений человека не только к людям, но и к окружающему миру, то попытка ее сориентировать исключительно на одного человека может существенно обеднить и сами брачные отношения. Уродливой метаморфозой сме­шения социального и эмоционального пластов является концепция так называемой «социальной любви». Она строится на том, что любовь всегда дается «за что-то». Здесь любовь рассматривается как драгоценность, кото­рой можно наградить, за которую надо бороться и ее зас­лужить, которую можно потерять и т. д. Подлинная лю­бовь безусловна по своей природе, она — принятие че­ловека как уникального существа, независимо ни от каких его качеств и проявлений (В. Франкл).

Сексуальные отношения могут рассматриваться как са­мостоятельный уровень, не смешиваемый с другими (рис. 4).

Здесь, в отличие от социального «надо» и «должен», доминирует «хочу». Сексуальность у человека (в отли­чие от животных), наряду с функцией релаксации и де­торождения, может быть определенным способом об­щения и познания другого человека. Примером слияния социального и сексуального является патриархальная мораль, где сексуальные отношения с кем бы то ни было помимо супруга однозначно рассматриваются как суп­ружеская измена.

- 13.03.2015
Назад
Вперед

Отзывы

Ближайшее мероприятие

Новогодние посиделки в Женском круге
Начало 20 декабря в 19.00
Длительность встречи 1,5 часа

Лаборатория историй

  • История моего материнства
  • Моя семья после рождения ребенка
  • Он и Она: навстречу друг другу
  • Сказки нового года
  • Однажды 15 лет спустя…