Консультативная служба ранней помощи: шаг за шагом.
Консультативная служба ранней помощи была создана в 2001 году в рамках проекта федеральной программы по созданию системы раннего выявления детей с особыми потребностями и оказания им своевременной квалифицированной помощи. В Службе работают психологи, дефектологи, логопеды, врачи.
Какие этапы в своем развитии прошла Консультативная служба ранней помощи за шесть лет работы? Попробуем эти этапы обозначить.
1 этап. Знакомство руководителя учреждения Гафаровой Д.Р. с опытом работы Центра интегративного воспитания в г. Санкт-Петербурге. Итог этого этапа – постановление городской администрации г. Новороссийска о создании инновационной модели МДОУ детского сада компенсирующего вида №12. Детский сад имеет следующую структуру: первое подразделение детского сада – Консультативная служба ранней помощи; второе подразделение – группы интегративного воспитания.
2 этап. Подбор специалистов для Консультативной службы ранней помощи. Поскольку Служба создавалась как многопрофильная, необходимы были следующие специалисты: психологи, дефектологи по разным специализациям (тифлопедагог, олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед), социальный педагог, доктор-неанатолог, доктор-физический терапевт, инструктор по лечебной физкультуре, массажист. На этом этапе сразу обозначилась проблема — отсутствие специалистов необходимой квалификации, работающих с ранним возрастом. Итог этого этапа – подбор специалистов и их обучение на базе Центра интегративного воспитания в г. Санкт-Петербурге.
3 этап. Развитие Службы. Надо отметить, что на этом этапе Служба развивалась в двух направлениях: формирование и развитие команды – одно направление и второе – развитие форм и содержания работы с семьей.
Немного о первом направлении. Какие условия необходимо было выполнить для формирования команды? Во-первых, должно было появиться и сложиться единое понятийное, предметное и проблемное поле. Для этого важным было разобраться с используемыми терминами (у всех специалистов своя терминология, чтобы понимать друг друга, необходимо было их прояснить); самим ответить на вопросы: «Кто такой ребенок- инвалид?», «Как работать с семьей, воспитывающей такого ребенка?» и т.д. Проблемное поле появилось, когда стали изучать влияние на развитие ребенка формирующейся между ним и мамой привязанностью.
На этапе становления команды каждому специалисту необходимо было определиться со своей позицией, найти свое место, понять зону своей ответственности. При этом учитывать цели, поставленные другими членами команды при проведении программы раннего вмешательства.
При организации работы специалистов необходимо было совместить время в рабочем графике и сделать возможным совместные обсуждения в ходе планирования и проведения программы раннего вмешательства.
На этом этапе использовались для формирования и развития команды, повышения профессиональной рефлексии обсуждения по результатам МДО, проблемные семинары, тематические консультации, координационный совет, групповая супервизия и др.
В настоящее время этот этап продолжается, брошюрка, которую вы сейчас читаете, возможно, станет обобщением этого этапа.
Второе направление – формы и содержание работы с семьей – развивалось и складывалось с учетом потребностей семей и наших возможностей. Как происходит вхождение семьи в программу раннего вмешательства?
Первичное выявление детей младенческого и раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии проводится на базе детских поликлиник города, имеющих соглашение с МДОУ №12; бюро МСЭ; на групповых занятиях, которые проводятся на базе КСРП.
На первичном приеме собирается информация о семье и ребенке, проводится скрининг зрения и слуха, клинический осмотр педиатром. Педиатром готовится материал для обсуждения со специалистами междисциплинарной команды.
Информация о семье и ребенке, собранная на первичном приеме, доводится педиатром до всех специалистов. В рамках междисциплинарной оценки уровня развития ребенка организуется игровое взаимодействие ребенка с другими взрослыми, проводится диагностика его актуального уровня развития, выявляется потенциал ребенка и семьи. На основе заключения вырабатывается индивидуальная программа сопровождения семьи в рамках КСРП и дома. При этом индивидуальная программа может уточняться или меняться.
Комплексная помощь оказывается в соответствии с заключением по результатам МДО и составленной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
Виды проводимой работы:
- Индивидуальные занятия
- Групповые занятия
- Консультирование родителей
- Домашнее визитирование
- Лекотека
В индивидуальных и групповых занятиях помимо ребенка всегда принимает участие мать или другие значимые для него члены семьи. Все виды работ могут проводиться как одним специалистом, так и несколькими специалистами разного профиля совместно.
Консультативная служба ранней помощи информирует женские консультации, роддома, детские поликлиники города и другие лечебно-профилактические учреждения об объеме оказываемых услуг и условиях направления детей в КСРП.
Программа раннего вмешательства считается завершенной для семьи при достижении ребенком 3-х-летнего возраста. Оценка эффективности программы определяется ведущим специалистом.
Участие семей в программе раннего вмешательства, включение детей с более сложными диагнозами в систему коррекционного дошкольного образования создает ситуацию, которая требует включение этих детей в школьный образовательный процесс при достижении ими 7-8 лет.
Насколько школа готова их принять? Опыт наших выпускников (дети с синдромом Дауна, РДА) дает отрицательный ответ. Надеемся, что ситуация изменится.
Каким мы видим дальнейшее развитие Службы? Нам очень хочется, чтобы в городе стала складываться система ранней помощи. Мы готовы стать образовательной базой для обучения специалистов в области раннего вмешательства.
Педагог-психолог Консультативной службы ранней помощи
Мельник Г.Д.