Особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов раннего возраста.
Обнаружение у ребенка синдрома Дауна – серьезная психологическая травма. Родителям приходится пережить сильное разочарование, расстаться с образом того ребенка, который они видели в своих фантазиях и к которому за девять месяцев ожидания привязались. Страдает их идентичность, а значит, самоуважение, и, наконец, они утрачивают образ ожидаемого будущего. Впервые обратившиеся в службу – это часто семьи, переживающие либо острое горе, либо посттравматические последствия. Об остром горе можно говорить в течение первого года жизни ребенка. Здесь важно оценить, в какой фазе переживания горя находится семья или какая задача решается в процессе этого переживания.
Особенностью этого процесса будет то, что одновременно с ощущением утраты образа будущего ребенка развивается привязанность к родившемуся малышу. Родителям важна поддержка в переживании того, каким ребенок не стал и не станет, того, что разочаровывает в ребенке, а что привлекает, что разрушено в жизни этим событием, а что нет. Что обретено? Какие есть ресурсы, чтобы справляться с ситуацией? Кто еще разделяет их симпатии к малышу?
Часто родители хотят привлечь специалиста к занятиям с ребенком, чтобы убедиться, что их малыша принимают, иногда – чтобы разделить или делегировать ответственность. Это может быть и способом позаботиться о ребенке, чтобы уменьшить чувство вины и растерянности.
Если семья приходит в службу через два, три, пять лет после рождения ребенка, то у нее могут проявляться определенные специфические черты. Так тема проблем ребенка для членов семьи часто особенно болезненна, сужены их социальные контакты, выражены гордость за ребенка и чрезвычайная ранимость или высокая степень доверия к нему.
Принятие факта наличия синдрома Дауна у младенца- очень непростой процесс. Принять его- это значит столкнуться с очень болезненными чувствами и пережить их, адаптироваться к этому событию – появлению на свет необычного ребенка – и реорганизовать свою жизнь в соответствии с этим фактом. Это позволяет совершать адекватные действия, направленные на обеспечение малышу поддержки в развитии и социализации. Принятие факта наличия у ребенка синдрома Дауна не дает возможности смириться со всеми особенностями растущего ребенка раз и навсегда. Родители будут вновь и вновь переживать их в разные периоды его взросления и при встрече с различными социальными институтами.
Психологическая помощь должна быть направлена именно на поддержку членов семьи в освоении ими роли родителей необычного ребенка.
Как ощутить себя полноценным родителем в такой ситуации, если само общество не готово признать право на это? Семья оказывается в «агрессивной», травмирующей среде, и у ее членов не всегда хватает душевных сил сохранить доверие к себе и к обществу. Наверное, наивно полагать, что к психологу это доверие будет больше.
- Во-первых, обращение за помощью к психологу в нашей стране еще не вошло в широкую практику
- Во-вторых, боль переживаний может быть так сильна, что не оставляет надежды, что кто-то или что-то способно ее уменьшить
- Собственные переживания родителей могут быть вытеснены, обесценены или просто отрицаться
- Профессиональная психологическая помощь не исчерпывает всех тех возможностей, которыми могут воспользоваться родители