Адаптация к новым социальным условиям
Особенности развития ребенка, которые необходимо учитывать при поступлении его в детский сад.
- Иерархия потребностей ребенка при вхождении в социум.
РЕБЕНОК + МАМА+ ДЕТИ IV |
РЕБЕНОК + МАМА + ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (игрушки, природа и т.д. III |
РЕБЕНОК + МАМА + ДРУГОЙ
ВЗРОСЛЫЙ II |
РЕБЕНОК + МАМА I |
Данная структура позволяет учитывать реальные потребности ребенка при поступлении его в детский сад и дает возможность педагогу ориентироваться в расширении социальной рамки. Например, если ребенок на третьем году жизни находится в симбиотический связи с мамой, в адаптационный период в первую очередь необходимо формировать положительные отношения с педагогом. Попытки заинтересовать его игрушками или игрой с детьми могут оказаться неэффективными. Адаптационный период таких детей может быть более продолжительным, а сама адаптация умеренной или тяжелой. Для предупреждения и профилактики негативных реакций у ребенка, важна предварительная работа с родителями: обсуждение особенностей развития ребенка на момент поступления в детский сад, рекомендации на адаптационный период.
- Кризис 3-х лет — совпадает с поступлением ребенка в детский сад. Негативные поведенческие реакции, которые сопровождают этот период, могут усиливаться привыканием ребенка к новым социальным условиям.
Что происходит с ребенком на этом этапе возрастного развития?
- Происходят изменения в работе левого и правого полушария, левое полушарие начинает развиваться более активно, начинает выступать как доминирующее. Способности к регуляции поведения у ребенка данного возраста очень ограничены, поэтому на фоне физиологических изменений усиливается его противоречивое поведение.
- В результате этих изменений активно развивается речь детей, появляются слова «Я», «Мне», «Мое». Это означает, что ребенок полностью выделил себя из окружающего мира. Ему необходимо «набирать» свою «территорию», которая складывается из : его игрушек, одежды, спального места, своей чашки и т.д. Параллельно с этим идет процесс формирования границ. Границы формируются, когда ребенок встречается с разумными ограничениями и запретами, учится понимать, что можно, что нельзя.
Поэтому педагогам, работающим с детьми раннего возраста, необходимо последовательное и устойчивое поведение в адрес детей. Такое поведение взрослого дает ощущение стабильности, предсказуемости происходящего и, как следствие, снимает напряжение у ребенка. Малышу важно чувствовать, что рядом с ним сильный, понимающий и понятный взрослый, который справится с любым детским поведением.