Мастерская педагогического общения
Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности.
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация.
Иеррархия потребностей ребенка при вхождении в социум.
РЕБЕНОК + МАМА+ ДЕТИ IV |
РЕБЕНОК + МАМА + ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (игрушки, природа и т.д. III |
РЕБЕНОК + МАМА + ДРУГОЙ
ВЗРОСЛЫЙ II |
РЕБЕНОК + МАМА I |
Данная структура позволяет учитывать реальные потребности ребенка при поступлении его в детский сад и дает возможность педагогу ориентироваться в расширении социальной рамки. Например, если ребенок находится в симбиотический связи с мамой, в адаптационный период в первую очередь необходимо формировать положительные отношения с педагогом. Попытки заинтересовать его игрушками или игрой с детьми могут оказаться неэффективными. Адаптационный период таких детей может быть более продолжительным, а сама адаптация умеренной или тяжелой. Для предупреждения и профилактики негативных реакций у ребенка, важна предварительная работа с родителями: обсуждение особенностей развития ребенка на момент поступления в детский сад, рекомендации на адаптационный период.
Характеристика младшего и среднего возраста.
Основные психологические новообразования дошкольного возраста:
- 3-4 года – умение ставить цель
- 4-5 лет – умение ставить цепочку целей
Кризис 3-х лет — совпадает с поступлением ребенка в детский сад. Негативные поведенческие реакции, которые сопровождают этот период, могут усиливаться привыканием ребенка к новым социальным условиям.
Что происходит с ребенком на этом этапе возрастного развития?
- Происходят изменения в работе левого и правого полушария, левое полушарие начинает развиваться более активно, начинает выступать как доминирующее. Способности к регуляции поведения у ребенка данного возраста очень ограничены, поэтому на фоне физиологических изменений усиливается его противоречивое поведение.
- В результате этих изменений активно развивается речь детей, появляются слова «Я», «Мне», «Мое». Это означает, что ребенок полностью выделил себя из окружающего мира. Ему необходимо «набирать» свою «территорию», которая складывается из : его игрушек, одежды, спального места, своей чашки и т.д. Параллельно с этим идет процесс формирования границ. Границы формируются, когда ребенок встречается с разумными ограничениями и запретами, учится понимать, что можно, что нельзя.
Поэтому педагогам, работающим с детьми младшего возраста, необходимо последовательное и устойчивое поведение в адрес детей. Такое поведение взрослого дает ощущение стабильности, предсказуемости происходящего и, как следствие, снимает напряжение у ребенка. Малышу важно чувствовать, что рядом с ним сильный, понимающий и понятный взрослый, который справится с любым детским поведением.
Интеллектуальные нужды и потребности. Долгое время малыш не в состоянии ничего представить себе: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед глазами, дает о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний психический, существует как представление, образ. Он относительно самостоятелен и полностью принадлежит ребенку. Наличие внутренней картины мира позволяет ее преобразовывать в поиске оптимального решения, и лишь затем действовать физически. Представления рождаются внутри и во время процесса восприятия. Это рождение внутреннего мира приходиться на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4 летних детей сам факт трансформации восприятия в представления – громадная нагрузка: воспринимать легче, чем представлять. В чем нуждается малыш на этом этапе: необходимо стимулирование познавательных процессов сменять паузами, возвращаться к привычному поведению и отдыху. Не форсировать события, проявлять терпение.
Овладение миром представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи. Внутренний мир может становиться для ребенка актуальнее окружающего: он становится самоценной реальностью. Ребенок играет не только с кубиками, но и с мыслями. В чистом виде идея познания чужда малому ребенку. Любое познание неотделимо от преобразования – вещей, людей, идей. Мысль, слово и дело так слились в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он ее добывает любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: « А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает как надо, значит, он не мог ошибиться. Овладение мышлением и речью у детей 4-5 лет иногда называют пятым рождением психики. Этот возраст – возраст почемучек, период филологов. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам.
Помимо этого возраст 4-5 лет – пик эмоционального развития ребенка. На этом этапе возрастного развития может проявляться усиление страхов, что может дестабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. В этом возрасте у ребенка активно развивается чувство вины.
В чем нуждается ребенок на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями, поддерживайте самооценку малыша, радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Предлагайте игры и упражнения, помогающие установить причинно-следственные связи, заметить несоответствие: снять возрастные страхи. Помните: хорошо хвалить ребенка, когда он делает что-то хорошее, но именно когда он что-то сделал не так, ему нужна Ваша поддержка. Не злоупотребляйте детским чувством вины.
Характеристика старшего возраста.
Появление высших форм памяти соответствует возрасту шестилетнего ребенка. Уже приобретен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь (развитие пятилетних детей как бы замедляется, чем-то заменяется). «Мысль уходит в подполье». Наступает личностно-интеллектуальный кризис, хотя обогащение внутреннего мира продолжается. Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Ребенок начинает задумываться. Внешние проявления интеллектуальной активности уменьшаются. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий лучше знакомиться с числами и т.д. Только после того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется структурно. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову по ассоциации, аналогии, сходству и т.д. Это и есть высшие формы памяти. С ними обогащается внутренний мир, и как следствие происходит перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей. Возрастной период между 5—6 и 8—9 годами выступает как важнейший этап в развитии вопросов. Важно поддерживать рассуждения и поощрять любые интеллектуальные решения ребенка. Прежде всего в эти годы ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса, направленного на расчленение и исследование проблемной ситуации. Кроме того, осуществляется переход к вопросам другого типа: от обращенных к другому лицу (взрослому) до вопросов рефлексивных — к самому себе.
Качественный скачок в развитии вопросов по линии становления поисковой функции происходит между 6—7 и 8—9 годами, т.е. в тот период, когда отмечается падение численности вопросов в речи детей. Линии развития спонтанных детских вопросов и исследовательской активности в форме вопросов имеют как бы противоположное направление. Интенсивное развитие обращенности вопросов к самому себе в этот период — по-видимому, одна из причин уменьшения их числа к концу дошкольного детства. Однако в этот период вопросы приобретают иное качество — становятся поисковыми, направленными на самостоятельное раскрытие неизвестного.
В 5-6 лет – складывается эмпатия: способность понимать, сочувствовать, сопереживать, соучаствовать. В 6-7 лет – происходит расслоение образа «Я»: «Я»-реальное, «Я»-идеальное, т.е. ребенок начинает осознавать свои реальные поступки, соотносить свое поведение с желаемым. В этом возрасте развивается совесть (как чувство долга), обязанность, ответственность. Формируется стереотип полоролевое поведения, девочки начинают понимать, что они – будущие женщины – и все больше ориентируются на женское поведение; мальчики, что они – будущие мужчины – и все больше ориентируются на мужское поведение.
Помните: ребенок строит свои отношения с другими через призму отношений в семье, детском саду, своего опыта и эмоционального самочувствия. Он нуждается в поддержке, проявлению сочувствия и участию со стороны других; в возможности получить свой собственный опыт; нуждается в вопросах взрослого с просьбой посоветовать, высказать свое мнение и т.д.
Потребности, связанные с игрой. Материалы психологических исследований показывают, как «в результате развития определенной стороны деятельности, ее насыщения, увеличения объема и формирования соответствующей системы отношений, внутри нее формируются компоненты, которые все больше и больше с ней не согласуются, порождая новую позицию ребенка, объективно создавая условия для проявления в итоге другой стороны деятельности». Например, в предметно-практической деятельности у ребенка 2-го и 3-го года жизни преимущественно развивается интеллектуальная сфера. По мере ее насыщения идет развитие мотивационно-потребностной сферы. Накопленный к 3-м годам социальный опыт обеспечивает развитие позиции «самости», требующей своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее адекватно усваиваются детьми в развитой игровой деятельности. Именно поэтому она и выступает как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Важным становится соподчинение мотивов.
5.04.12 Педагог-психолог Мельник Г.Д.