Специфика консультирования семьи с маленьким ребенком
I Введение в тему. Данная тема будет рассматриваться через призму нескольких «точек внимания».
1.Речь о консультировании будет идти в контексте дошкольного образовательного пространства. Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада. Психологическое консультирование в образовательном учреждении не может существовать отдельно, независимо от других направлений деятельности психолога. Особенность консультирования детей дошкольного возраста заключается в том, что инициатором запроса является не ребенок, а окружающие его лица: педагоги, воспитатели, родители, близкие родственники. Специфика психологического консультирования в условиях детского сада заключается в опосредованном характере консультирования, направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Психолого-педагогическое консультирование (синоним: возрастно-психологическое консультирование) [греч. pais (paidos) — дитя ago — веду, воспитываю] — вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. П.-п. к. направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии — задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции (Л.С. Выготский, Н.М. Щелованов). В отличие от других видов психологического консультирования, предметом П.-п. к. являются динамика и содержание психического развития ребенка (подростка) на каждой возрастной стадии развития, т.е. индивидуальные особенности возрастного развития.
- Следующей «точкой внимания» являются специфические условия работы Консультативной службы ранней помощи, т.к. она принимает семьи с детьми от 2-х месяцев до 3-х лет с разными диагнозами и разными вариантами развития. Программа ранней помощи (раннего вмешательства) осуществляется через оптимизацию взаимодействия в системе «ребенок» — «взрослый» Семья рассматривается как среда, в которой в первую очередь ребенок находит средства для удовлетворения своих потребностей. И именно эта функциональная среда закладывает зачатки социального поведения. В младенческом и раннем возрасте мама (или другой взрослый, ухаживающий за ребенком) является своеобразным ретранслятором, через который ребенок познает и воспринимает окружающий мир, а затем и выстраивает стратегию поведения в системе «Я – Другие», поэтому вся работа по оказанию ранней помощи и стимуляции развития ребенка строится с обязательным участием родителей, вовлечением их в психолого-педагогический процесс. Педагог-психолог планирует работу с семьей исходя из учета всех факторов, влияющих на развитие ребенка; осуществляет психологическую помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации.
3.Консультирование как вид помощи имеет свой процесс, этапы и закономерности. Психологическое консультирование — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование ориентировано на психически здоровых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию или желающих улучшить качество жизни.
Существует несколько видов психологического консультирования:
1.Индивидуальное консультирование. Предполагается работа с внутренними проблемами и состояниями клиента (поиск смысла жизни, повышенная тревожность, сложности во взаимодействии с людьми и т.д.).
2.Семейное консультирование. Сюда относится не только непосредственная работа с парами, но и консультирование в добрачный период, а также в период развода. Кроме того, сюда же относят консультирование по вопросам детско-родительских отношений, а также взаимоотношений с родителями и родственниками мужа / жены.
3.Профессиональное консультирование — это психологическая консультация по вопросам выбора профессии (профориентация).
- Организационное (производственное) консультирование направлено на решение вопросов взаимодействия в коллективе, эффективного управления, мотивации персонала и т.д.
С помощью специально организованного процесса общения и взаимодействия психолог-консультант помогает человеку, обратившемуся за помощью, актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что в свою очередь, может обеспечить открытие его новых личностных возможностей для выхода из его трудной жизненной ситуации.
В основе психологического консультирования лежат две гипотезы:
Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача психолога-консультанта – помочь человеку встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользоваться.
Вторая заключается в том, что человеку присуща потребность в отношениях, и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом. Психолог-консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений.
- Эта «точка внимания» предполагает наличие собственных профессиональных интересов в рамках данной темы, в частности: консультирование в рамках системной семейной терапии; поиск адекватных средств по оптимизации взаимодействия в системе «ребенок» — «взрослый» и т.д.
II Основное содержание.
Как строится процесс консультирования в Службе ранней помощи и в чем его специфика? Поскольку работа педагога-психолога КСРП направлена на оптимизацию отношений в системе «ребенок» — «взрослый», консультирование может идти по разным направлениям.
- Консультирование на прояснение и исследование родительской позиции и факторов, которые влияют на формирование эмоциональных отношений мамы (другого взрослого) и ребенка:
— эмоциональное самочувствие мамы в период беременности (первая реакция на известие о беременности, эмоциональный фон в течение всей беременности, эмоция в момент рождения ребенка)
— мотивация (как объясняется необходимость родить ребенка)
— сложившийся в период беременности компонент гестационной доминанты
— социальная установка (как надо воспитывать ребенка)
— оценка своего взаимодействия с ним
— развитие материнской и отцовской сфер (ценности и смыслы, связанные с материнством и отцовством, образ себя как родителей, формирование образа ребенка). Надо отметить, что внутренняя материнская и отцовская позиции проявляются в отношениях с малышом и в то же время могут корректироваться в процессе этих отношений. В этих отношениях складывается и тип привязанности, влияющий на дальнейшее личностное развитие ребенка.
- Поскольку каждая семья после рождения ребенка проходит через ряд изменений, консультирование может быть направлено на прояснение и исследование отношений, ролей в ядерной и расширенной семье. До момента появления первого ребенка основная задача семьи – адаптация к новым социальным условиям. Трудности могут ожидать молодых людей при несовпадении представлений о внутрисемейных ролях и функциях, которые им приходится выполнять. Большое влияние в этот период оказывают родители и тот опыт прошлой жизни в родительской семье, который есть у молодоженов. На этом этапе складываются отношения с родственниками, молодая семья начинает обзаводиться общим имуществом. Рождение ребенка определяет новые функции членов семьи. Теперь наибольшая активность определяется сферой быта, домашнего хозяйства, воспитания детей. Изменяются функции духовного и эмоционального общения. На этом этапе часто обнаруживается снижение уровня удовлетворенности жизнью, возможна опасность эмоционального охлаждения. При прохождении нового этапа своей жизни после рождения ребенка семья переживает кризис развития, в котором прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способствуют удовлетворению новых потребностей, появившихся у членов семьи. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессовым фактором, а с регрессией, фиксацией на предыдущей фазе жизненного цикла семьи.
Вот некоторые факторы, свидетельствующие о дисфункции семьи:
- Непринятие новых ролей и связанных с ними обязательств.
- Снижение уровня сплоченности за счет дистанцирования супругов.
- Рост напряженности в супружеской паре: рост конфликтов, обид и претензий.
- Практически полное отсутствие контактов с членами родительской семьи, либо их чрезмерное количество.
- Дисфункция сексуальных отношений.
В процессе консультирования важно понять, какое пространство складывается вокруг малыша в семье? Как оно организовано? Чем наполнено? На что ориентируются взрослые, воспитывая и развивая ребенка?
- Появление в семье ребенка с проблемами в развитии всегда наполнено различными переживаниями. Принятие такого ребенка — очень непростой процесс. Родителям приходится переживать сильное разочарование, расставаться с образом того ребенка, который они видели в своих фантазиях и к которому за девять месяцев ожидания привязались. Страдает их идентичность, а значит, и отношение к самим себе и ребенку.
Особенностью этого процесса является и то, что одновременно с ощущением утраты образа будущего ребенка развивается привязанность к родившемуся малышу. Принять его — это значит столкнуться с очень болезненными чувствами и пережить их, адаптироваться к этому событию – появлению на свет необычного ребенка – и реорганизовать свою жизнь в соответствии с этим фактом. Родителям важна поддержка в переживании того, каким ребенок не стал и не станет, того, что разочаровывает в ребенке, а что привлекает, что разрушено в жизни этим событием, а что нет. Что обретено? Какие есть ресурсы, чтобы справляться с ситуацией? Кто ещё разделяет их симпатии к малышу? Как ощутить себя полноценным родителем в такой ситуации? Где взять душевные силы, чтобы сохранить доверие к себе и к другим людям?
Принятие факта наличия у ребенка проблем не дает возможности смириться со всеми особенностями растущего ребенка раз и навсегда. Родители будут вновь и вновь переживать их в разные периоды его взросления и при встрече с различными социальными институтами. Боль переживаний может быть так сильна, что не оставляет надежды, что кто-то или что-то способно ее уменьшить. Собственные переживания родителей могут быть вытеснены, обесценены или просто отрицаться
В этом случае содержание консультирования будет определяться тем, на каком этапе проживания горя находится семья. Проблемы могут решаться в рамках общей семейной и индивидуальной консультационной работы. Часто применяются психоаналитические подходы к консультированию, ориентированные на проработку личностных проблем матери и стабилизацию ее эмоционального состояния, а также семейное консультирование.
- Психолого-педагогическое консультирование направлено на обсуждение вопросов по развитию ребенка с целью систематического контроля за ходом его психического развития и оптимизации взаимодействия.
III Заключение.
Таким образом, задачи психологической помощи семье в рамках консультирования определяются следующим образом:
- Выявление отношения супругов к произошедшим изменениям в семье.
- Изучение представлений о новом образе семьи и своих ролях в ней.
- Коррекция системы ожиданий и притязаний.
- Поддержка супругов в принятии новых ролей и переструктурирование внутренних границ семьи.
- Отработка негативных эмоций, стабилизация эмоционального состояния.
- Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирование отношений семьи с социумом.
- Повышение психолого-педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о развитии ребенка и психологическом значении процесса взаимодействия для ребенка с матерью и отцом. Приобретение знаний по вопросам развития и воспитания ребенка младенческого и раннего возраста
- Приобретение навыков саморегуляции, овладение различными техниками произвольного регулирования функциональнго состояния организма и душевного состояния личности.
Усиление конструктивных факторов | Ослабление разрушительных факторов |
· Принятие на себя ответственности за семью, ребенка и род
· Самоанализ и самосовершенствование · Повышение родительской компетентности · Отношение к ребенку как к субъекту и взаимодействие с ним · Принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье · Усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви |
· Эмоциональное безразличие
· Отношение к ребенку как к объекту · Ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрессии, уныния |
Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) индивидуума:
- Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.
- Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами.
- Когнитивный уровень: передача знаний.
- Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведение во взаимодействии с ребенком).
- Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арт-терапии, телесноориентированной терапии.
Депрессивные расстройства в постнатальном периоде
Постнатальная депрессия определяется как состояние уныния, отчаяния, опустошенности, безучастности ко всему, которое появляется у женщин через некоторое время после родов и продолжается от 3 суток до нескольких месяцев, а может протекать в течение нескольких лет (Chalmers В.).
К постдепрессивным состояниям у родильниц относят:
1) материнскую меланхолию (50-60% родильниц);
2) постродовую депрессию (10-15% родильниц);
3) постродовой психоз (2-3 родильницы из 1000 человек).