Оптимизация отношений в системе «Ребенок-Взрослый».
Консультативная служба ранней помощи была создана в 2001 году в рамках проекта федеральной программы по созданию системы раннего выявления детей с особыми потребностями и оказания им своевременной квалифицированной помощи. В Службе работают психологи, дефектологи, логопеды, педагоги по развитию, врачи. До открытия Службы семьи с детьми в возрасте до 3-х лет могли получить консультации по развитию ребенка только в поликлиниках города, где с учетом специфики этих учреждений консультации носят ограниченный характер. Поэтому с момента открытия Службы к нам стали обращаться разные категории семей, воспитывающие детей младенческого и раннего возраста.
Прием семей в рамках Консультативной службы ранней помощи показывает, что проблемы детей с выраженными отклонениями в развитии зачастую отягощены неблагоприятным состоянием матери, ее негативным опытом общения с собственным ребенком. Причем, нередко эта проблема «тянется» с момента появления ребенка на свет. Достаточно низкий уровень родительской компетентности плюс состояние хронического стресса отрицательно сказываются на динамике развития ребенка, т. к. мать не может организовать адекватных для него психологических, педагогических, сенсомоторных условий. Осознанное отношение к проблеме и желание изменить сложившийся патологический механизм помогает организовать психолого-педагогическую работу как с ребенком, так и с матерью.
Важным условием успешной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения. Отсюда следует один из главных постулатов нашей работы — развивать и проводить педагогические воздействия необходимо только при активном участии близкого значимого для ребенка взрослого человека. Педагог-психолог выступает в роли сопровождающего, обладающего углубленными знаниями о закономерностях развития и стимуляции ребенка раннего возраста с особенностями в развитии. Основным условием успешного формирования компетентного родительства в ситуации воспитания ребенка раннего возраста является обеспечение диалогового партнерского пространства для родителей и специалистов. Опираясь на то, что в раннем возрасте мама является своеобразным ретраслятором окружающего мира, через который ребенок познает и воспринимает окружающий мир, формирует свое отношение к нему, а затем и выстраивает собственную стратегию взаимодействия с миром по типу «Я –Другие», становится понятной необходимость технологий и методов по оптимизации взаимодействия «мать-дитя». Важную роль в этом играет эмоциональное состояние и идентификация самого родителя.
Поэтому занятия по оптимизации взаимоотношений ребенка и взрослого направлены на решение двух задач:
- Нормализация эмоционального статуса матери.
- Формирование положительного взаимодействия между матерью и ребенком.
Данные занятия могут быть полезны и семьям с детьми группы норма. Ежегодный анализ обращений таких семей показывает, что одна из самых распространенных причин, побуждающих родителей обратиться к нам – это беспокойство по поводу развития речи у детей. 30-35% семей из общего количества обратившихся за год приходят с диагнозом – задержка речевого развития (данные 2005-2007 г.г.).
Практика Службы показывает, что одной из проблем речевого развития ребенка становится качество общения: насколько мама чувствительна к сигналам ребенка, как она взаимодействует с ним; как проявляет эмоции, какие; оказывает ли она поддержку ребенку и т.д.
(Это подтверждается видеоматериалами игрового взаимодействия мамы и ребенка, анализом качественных характеристик ситуативно-делового общения взрослого с ребенком на втором и третьем годах жизни – результаты получены в ходе эксперимента по изучению факторов, влияющих на социализацию ребенка раннего возраста).
Как помочь семье в этой ситуации?
Поскольку это целостная система, то можно предположить, что изменение одного элемента этой системы, приведет к изменению всей системы.
Это предположение позволяет использовать в работе следующие технологии раннего вмешательства.
1.«Тренировка взаимодействия» (ориентирована на семью с ребенком младенческого возраста): изменение поведения взрослого за счет сосредоточения внимания на таких его сильных сторонах, которые ведут к более качественному взаимодействию с ребенком. В основе подхода лежат данные о психологии развития младенца, согласно которым мать подстраивает свое поведение под поведение младенца. Тем самым она обеспечивает и поддерживает адекватный индивидуальным особенностям ребенка уровень его стимуляции.
Эффективнейшим способом в этой технологии является уверенное поведение педагога, его вера в способности ребенка. Результат педагога является для матери наиболее психотерапевтичным приемом снятия стресса, формирования положительного отношения к своему ребенку. Сохраняет свою актуальность тесный телесный контакт матери и ребенка, удовлетворяющий взаимную потребность в безусловном принятии и любви. Итогом работы является способность матери включиться в развивающий процесс, подстраиваясь под потребности и возможности ребенка.
Некоторые характеристики качественного взаимодействия:
- Чувствительность к сигналам ребенка
- Очередность коммуникативных обменов
- Наблюдение за сигналами ребенка
- Уровень интенсивности воздействия и т.д.
Направления работы:
- Развитие наблюдательности у мамы
- Обучение играм, соответствующим возрасту ребенка
Рекомендации для мамы:
— Имитировать поведение ребенка. Имитация матерью поведения младенца приводит к меньшей активности и большей внимательности к сигналам младенца, которые свидетельствуют об их недо- или перестимуляции. Как результат, младенцы становятся более внимательными во взаимодействии с мамой..
— Стимулировать зрительный контакт
— Соблюдать очередность во взаимодействии. Вначале лишь немногие дети способны подражать непрерывно. Будьте готовы к тому, что вам придется побуждать ребенка вновь и вновь к подражанию. Не огорчайтесь, если малыш не смотрит на вас, не улыбается вам и не выполняет просьбу. Вероятно, ограниченные возможности регуляции уровня возбуждения и обработки информации у младенцев группы риска требует все же большего числа перерывов во взаимодействии.
- «Руководство взаимодействием» (ориентирована на семью с ребенком младенческого и раннего возраста): в рамках этой модели внимание фокусируется
не столько отдельно на ребенке или родителе, сколько на взаимодействии между ними.
Рекомендации по организации процесса и использованию технологии.
Перед приходом семьи психолог организует игровое пространство. Во время сеанса обычно садится на пол, что способствует большему игровому взаимодействию мамы с ребенком. В процессе встречи проводится видеозапись взаимодействия взрослого и ребенка. Для записи и просмотра эпизодов встречи комната должна быть оборудована видеоаппаратурой. Проводя видеосъемку или наблюдая за семьей, психолог обращает особое внимание на положительные стороны поведения и чувствительность мамы.
Он также отмечает те виды взаимодействия, которые критически важны и требуют изменения.
После записи игрового взаимодействия видеопленка просматривается. Вначале психолог приглашает маму прокомментировать увиденное, высказать свои мысли и чувства по поводу ребенка и себя в роли родителя. После комментария мамы психолог выделяет примеры положительно родительского поведения и чувствительности к сигналам ребенка. Могут использоваться такие вопросы как: «Был ли этот игровой сеанс типичным для того, что происходит дома?» или «Были ли вы удивлены чем-либо, что произошло во время встречи?» Семья начинает понимать, что используется ее компетентность и сильные стороны.
После просмотра и обсуждения видеопленки беседа с мамой может продолжаться и касаться разных вопросов, связанных с ребенком и семьей.
Принципы, которые важно соблюдать:
- Примите точку зрения, что родители и другие ухаживающие за ребенком люди ведут себя наилучшим образом в соответствии с их пониманием;
- Обращайтесь к области, которая, как полагают родители, является проблемной или вызывает беспокойство
- Отвечайте на вопросы семьи не уклоняясь; когда просят, предоставьте информацию;
- Вместе с родителями определите понятие успеха занятий;
- Еженедельно отслеживайте результаты занятий.
3.«Технология психологического консультирования»: целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации проблемы и нахождение вариантов ее решения.
Используется на занятиях с ребенком и мамой в игровой комнате или в режиме индивидуальных консультаций.
Материал подготовлен
Мельник Г.Д.