Формы и методы работы психолога с семьей в раннем вмешательстве
Консультативная служба ранней помощи была создана в 2001 году в рамках проекта федеральной программы по созданию системы раннего выявления детей с особыми потребностями и оказания им своевременной квалифицированной помощи. В Службе работают психологи, дефектологи, логопеды, педагоги по развитию, врачи. До открытия Службы семьи с детьми в возрасте до 3-х лет могли получить консультации по развитию ребенка только в поликлиниках города, где с учетом специфики этих учреждений консультации носят ограниченный характер. Поэтому с момента открытия Службы к нам стали обращаться разные категории семей, воспитывающие детей младенческого и раннего возраста.
Основные направления работы психолога в КСРП:
- оптимизация междисциплинарного взаимодействия
- психологическое сопровождение семьи
- оптимизация взаимодействия специалиста и семьи
Прием семей в рамках Консультативной службы ранней помощи показывает, что проблемы детей с выраженными отклонениями в развитии зачастую отягощены неблагоприятным состоянием матери, ее негативным опытом общения с собственным ребенком. Принятие такого ребенка — очень непростой процесс. Родителям приходится пережить сильное разочарование, расстаться с образом того ребенка, который они видели в своих фантазиях и к которому за девять месяцев ожидания привязались. Страдает их идентичность, а значит, и отношение к самим себе.
Особенностью этого процесса является и то, что одновременно с ощущением утраты образа будущего ребенка развивается привязанность к родившемуся малышу. Принять его — это значит столкнуться с очень болезненными чувствами и пережить их, адаптироваться к этому событию – появлению на свет необычного ребенка – и реорганизовать свою жизнь в соответствии с этим фактом.
Родителям важна поддержка в переживании того, каким ребенок не стал и не станет, того, что разочаровывает в ребенке, а что привлекает, что разрушено в жизни этим событием, а что нет. Что обретено? Какие есть ресурсы, чтобы справляться с ситуацией? Кто ещё разделяет их симпатии к малышу? Как ощутить себя полноценным родителем в такой ситуации? Где взять душевные силы, чтобы сохранить доверие к себе и к другим людям?
Таким образом, при организации взаимодействия с семьей мы учитываем, какое пространство складывается вокруг малыша в семье. Как оно организовано? Чем наполнено? На что ориентируются взрослые, воспитывая и развивая ребенка?
В связи с этим важным условием успешной работы с семьей становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения. Отсюда следует один из главных постулатов нашей работы — развивать и проводить педагогические воздействия необходимо только при активном участии близкого значимого для ребенка взрослого человека. Педагог-психолог выступает в роли сопровождающего, обладающего углубленными знаниями о закономерностях развития и стимуляции ребенка раннего возраста с особенностями в развитии. Основным условием успешного формирования компетентного родительства в ситуации воспитания ребенка раннего возраста является обеспечение диалогового партнерского пространства для родителей и специалистов. Опираясь на то, что в раннем возрасте мама является своеобразным ретраслятором окружающего мира, через который ребенок познает и воспринимает окружающий мир, формирует свое отношение к нему, а затем и выстраивает собственную стратегию взаимодействия с миром по типу «Я –Другие», становится понятной необходимость технологий и методов по оптимизации взаимодействия «мать-дитя». Важную роль в этом играет эмоциональное состояние и идентификация самого родителя.
Поэтому психологическое сопровождение семьи и занятия по оптимизации взаимоотношений ребенка и взрослого направлены на решение следующих задач:
- Нормализация эмоционального статуса матери.
- Формирование положительного взаимодействия между матерью и ребенком.
- Расширение диадической рамки, прояснение ценностей и смыслов, связанных с родительством.
В связи с этим в работе с ребенком и семьей используются следующие формы, методы и технологии работы.
Формы работы
- Индивидуальные занятия по организации игрового взаимодействия ребенка и взрослого.
- Видеотренинг игрового взаимодействия взрослого и ребенка.
- Групповые занятия по программе «Музыка для ползунков».
- Индивидуальное и семейное консультирование. целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации проблемы и нахождение вариантов ее решения.
- Открытая родительская группа психологической поддержки.
- Тематические консультации (размещаются в буклетах и на сайте)..
Методы и приемы работы:
В своей практике я пробую использовать методы и приемы, которые
— помогают вербализации того, что чувствует мама (например, в начале и конце индивидуального занятия по игровому взаимодействию с ребенком я предлагаю родителям обозначить красками свое эмоциональное самочувствие «здесь» и «сейчас». Это позволяет напрямую обсудить актуальное состояние, оказать поддержку, проследить динамику в конце встречи)
— восстанавливают представление о себе как о хорошей маме. Самый простой прием – обсуждение новостей за неделю. Это, с одной стороны, развивает рефлексию, а, с другой, позволяет выявить, за счет чего, благодаря каким действиям мамы был достигнут тот или иной успех в развитии малыша
— помогают маме становиться более чувствительной к сигналам ребенка (например, видеотрениг игрового взаимодействия)
— корректируют эмоциональное отношение мамы к ребенку и представления о нем: например, упражнение «Солнышко». Солнышко – это ребенок, лучи — его положительные характеристики (то, что мама или другие члены семьи могут сказать хорошее о ребенке). Важно после рисования обсудить, что действительно соответствует возможностям ребенка, а что является желаемым для взрослых.
Помимо этого я использую еще и другие проективные методы:
— «Моя семья после рождения ребенка» (рисунок выполняется обоими родителями, но каждый делает свой рисунок). Актуализируются представления родителей, обсуждаются чувства, мысли.
— «Мой ребенок в виде растения» (рисунок выполняется обоими родителями, но каждый делает свой). Затем обсуждаются представления родителей, которые они отразили в рисунке; уточняется — это рисунок ребенка сегодня или он изображен в будущем; что необходимо для его дальнейшего роста и т.д.
Примечание: после обсуждения рисунков у родителей появляется желание что-то изменить в рисунке или полностью его перерисовать.
Также использую:
— Обсуждение на тему «История имени ребенка».
— Обсуждение традиций семьи. При обсуждении этой темы взрослые задумываются, есть ли в их семье традиции, как они появились и зачем. Наиболее распространенная версия значимости традиций – ощущение «локтя», чувство опоры, близость, сопричастность, радостные переживания, понимание, что ты не один.
— Заполнение и обсуждение анкеты «Особенности эмоциональных отношений матери к ребенку».
— Упражнение «За что вы можете похвалить себя и своего малыша?» и т.д.