Параметры и показатели развития познавательной активности
Младенчество –
- внимание и интерес к предметам (степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность внимания, интереса или удивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов);
- положительные эмоциональные проявления, сопровождающие познавательную деятельность (выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие ребенком предметов и действий с ними);
- познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обследованию предметов (действия, сопровождаемые ребенком при визуальном и тактильном обследовании предметов)
Второй год жизни –
Ярко выраженная познавательная активность проявляется в любознательности, неуемном стремлении исследовать все, что он видит, в сосредоточенности на действиях с предметами. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними. Любознательность, инициативность, настойчивость, открытость социальному и предметному миру свидетельствуют о благополучном развитии самосознания ребенка, его уверенности в себе.
Третий год жизни –
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью взрослого и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
Дошкольный возраст –
Исследовательская активность проявляется в вопросах ребенка. Важно, чтобы дети хотели и умели задавать вопросы. Необходимо побуждать ребенка задавать вопросы, так как они являются «выходами» познавательной активности. У 5-6-ти-летнего ребенка важно поддерживать рассуждения и поощрять любые его интеллектуальные решения.