Роль дедушек и бабушек
Семья – это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками.
У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать и т.д.
Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.
По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки.
Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.
А как сегодня строятся отношения между разными поколениями в семье?
Безусловно, чем меньше народа, тем проще договариваться. И если вы воспитываете ребенка без бабушек, то вам никому не нужно будет доказывать, почему ему нельзя копченую грудинку и почему -1 градус на улице это не повод обувать ребенку валенки. Вы поступаете так, как считаете нужным, всегда. Это плюс.
Минус же заключается в том, что ребенок лишен наглядной демонстрации отношений между разными поколениями. Ему не у кого научиться терпимости к окружающим, умению выслушать и принять другую точку зрения, и умению решать конфликты и находить компромиссы. А ведь все это – важные элементы его последующей социализации. Он не усвоит на примере значимых взрослых, что о старшем поколении нужно заботиться, и как это делать он тоже не увидит. От него на раннем этапе развития укроется простая истина, что мама и папа — тоже чьи-то дети, и выполняют разные социальные роли в зависимости от ситуации. Ребенок лишится наглядной демонстрации совершенно особенного типа взаимоотношений — со старшим поколением, что, вероятно, обеднит его развитие и замедлит формирование некоторых важных личностных качеств.
Кроме этого, распространенная среди бабушек и дедушек переоценка достижений ребенка, до определенной степени, способствует формированию хорошей самооценки и уверенности в себе, дает малышу дополнительное чувство «хорошести», уверенности в своих силах, что самым благоприятным образом сказывается на его развитии.
Воспитывая малыша без участия бабушек и дедушек, даже самая начитанная и опытная мама рискует впасть в излишнюю категоричность. Бабушки обычно вносят разнообразие в родительские будни, задавая вопросы и ставя под сомнение правильность выбранной родителями стратегии воспитания. Безусловно, иногда трудно не потерять самообладание под неодобрительные вздохи за спиной. Но – учимся сами держать себя в руках и искать компромиссы, и учим малыша на своем примере. Критика бабушек – лишний повод задуматься, а правильно ли мы все делаем, и возможно внести коррективы. Когда страсти зашкаливают, наилучший вариант – пустить критикующую энергию бабушки в мирное русло, попросив, например, записать в тетрадку потешки и прибаутки, которые она помнит, или пролистать подшивку родительских журналов и выбрать интересные статьи, или найти в Интернете рецепт какого-либо детского блюда, и т.д.
Не впадая в крайности, сделаем простой вывод: участие старшего поколения в воспитании детей имеет неоспоримые плюсы.
Материал подготовлен
психологом Консультативной службы ранней помощи
детского сада №8 «Гармония» г. Новороссийска
Мельник Г.Д.