Консультация по книге
«Мой малыш рвет книжки!» «А мой не дает дочитать страницу – переворачивает». «А мой вообще не слушает, когда ему читают!»
Что делать в таких случаях? Как научить ребенка любить книгу?
Уважаемые взрослые! Помните, что заинтересовать малыша книгой можно лишь в том случае, если его не оставили равнодушным иллюстрации. Дело в том, что именно зрение в первые годы жизни дает ребенку основную информацию об окружающем мире. Упражнения по развитию зрительного восприятия как нельзя лучше подготовят ребенка к встрече с книгой.
Малыш от рождения обладает способностью воспринимать объемные предметы и плоскостное изображение (рисунки). И первое на что он реагирует, — это человеческое лицо или его схематическое изображение.
Ученые провели эксперимент: новорожденным показали три рисунка, на которых изображено человеческое лицо. Все рисунки были выполнены черной краской. На первом рисунке глаза, нос, рот были изображены там, где им и полагается быть, на втором рисунке – не на своих местах, а на третьем – верхняя часть лица была закрашена черной краской. Уже в возрасте 4-х дней новорожденные чаще смотрели на первый рисунок с правильным изображением лица.
Каково практическое применение данных эксперимента? Физиологи рекомендуют подвешивать рисунок с изображением лица над кроваткой ребенка, когда мамы и папы нет поблизости.
Итак, первое пособие, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, — это черно-белое изображение человеческого лица (цветные картинки лучше не использовать, т.к. ребенок начинает их воспринимать к 3-4 месяцам). Изображение надо повесить над кроваткой на расстоянии 25 сантиметров от глаз ребенка.
С 2-х месяцев можно показывать и другие изображения:
- Круг с наклеенным печатным текстом из газеты и журнала
- Концентрические черно-белые круги
- Круг с рисунком шахматной доски
С 3-4-х месяцев ребенку можно показывать рисунки с изображением радостного, грустного, сердитого, удивленного человеческого лица.
Еще задолго до того, как малыш проявит интерес к книге, нужно читать ему простые стишки, потешки, сказки. Ценность таких произведений заключается в том, что ребенок может сам изобразить действия персонажей или показать, о чем идет речь, с помощью игрушек.
Почему малыши рвут книжки?
В первый год жизни ребенок познает окружающий мир через тактильные ощущения – это ощущения, которые ребенок получает путем ощупывания предметов и манипулирования ими. Именно поэтому многие дети, не зная, для чего нужна книжка, пытаются «исследовать» новый для себя предмет: ребенок трогает книгу, мнет или разрывает страницы и все лишь потому, что малыша больше интересуют звуки, которые он при этом слышит. Не расстраивайтесь, если ваш малыш начинает знакомиться с книгами именно так. Предложите ему вместо книги, которую он пытается разорвать, старые газеты или цветную бумагу. Это занятие окажется для него не только увлекательным, но и полезным (развивается мелкая моторика рук).
Уважаемые родители!
Выбирая книжку своему малышу, помните:
- Страницы должны быть из плотной бумаги – это поможет малышу самостоятельно переворачивать страницы и не рвать их.
- Иллюстрации должны быть цветными и крупными.
- Рисунок должен быть без лишних деталей, на однотонном фоне.
- Изображение предметов должно быть схожим с реальным.
- Изображение и текст должны располагаться только на одной странице, соседняя страница должна оставаться чистой, чтобы внимание ребенка не рассеивалось.
- Выбирая книгу, помните, что она должна соответствовать возрасту ребенка, ее содержание и иллюстрации должны быть понятны малышу.