Ох, уж эти буквы!
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, успешным, уверенным в себе. В последние годы наметилась тенденция, когда развитие этих качеств родители связывают с освоением ребенком конкретных навыков: ребенок до школы должен обязательно читать, писать; соответственно, знать буквы, цифры. Причем, очень часто родителей начинает волновать этот вопрос, когда их ребенку нет еще и 3-х лет.
Попробуем разобраться, когда и как надо знакомить ребенка с буквами; и является ли это, действительно, залогом его успешности и уверенности.
Необходимо знать, что буква является графическим изображением звука, символом. Чтобы у ребенка формировалось осознанное восприятия буквы, он должен понимать, что слово состоит из звуков, уметь выделять звуки по порядку, соотносить звук с буквой; знать, как она выглядит и как ее писать. Таким образом, процесс написания слов, предложений для ребенка не столь прост, как это может показаться на первый взгляд. Возраст 6-7 лет становится максимально благоприятным для формирования и развития этого навыка.
Однако это совсем не означает, что мы не можем предлагать игры с буквами (и цифрами) ребенку раньше. Главное, помнить, что мы играем с ребенком. Какие же игры можно использовать?
- Чем меньше ребенок, тем важнее использовать объемные буквы. Такие наборы можно купить в магазине, а можно сделать самим. Использовать для этого тесто, пластелин. У ребенка появляется возможность «включить» различные каналы восприятия: зрительный, тактильный.
- Если мы делаем букву вместе с ребенком, появляется возможность для совместного творчества: букву можно украсить (может использоваться пластелин разного цвета, элементы в виде цветка, шляпки и т.д.)
- Порядок знакомства с буквами может быть разным: первые буквы алфавита, первые буквы имени; буквы, которыми ребенок заинтересовался сам и т.д.
- Буквы могут быть «послушными», а могут быть и «непослушными»: они могут прятаться, и их надо найти; они могут вставать не на свое место в выкладываемом слове; могут «разговаривать» с ребенком, что-то рассказывая о себе (например, «Я — буква А. Я очень люблю Арбуз, Ананас. Угадай, почему? и т.д.).
- Начинать выкладывать слова лучше из 3-х букв: кот, кит, нос, сон и т.д.
- Когда ребенок научится выкладывать эти слова, их можно написать на отдельных карточках, а затем использовать эти карточки для игры, например в «школу»: слова «читают» игрушки(причем роли распределяются между ребенком и взрослым. Взрослый может нарочно делать ошибки).
- Детям постарше можно предложить газетный текст или текст из журнала со следующим заданием: найти в тексте буквы А, С, В и др. и зачеркнуть (можно ограничить время). Предлагать одну букву.
- Буквы могут «жить» в пространстве комнаты ребенка. Вы можете обговорить с ребенком место для букв, они могут быть нарисованы, вылеплены, вырезаны, может использоваться готовый алфавит и т.д. Главное, чтобы вы побуждали ребенка к ним возвращаться и пополнять этот уголок. Помните, побуждать – не значит заставлять.
Если нам взрослым удастся сделать процесс знакомства с буквами увлекательным и веселым для ребенка, мы поможем ему а) освоить важный для будущего школьника навык Б) будем развивать любознательность и исследовательский интерес. Именно это делает ребенка успешным и уверенным.
Материал подготовлен Мельник Г.Д.