Детский опыт матери и ее отношение к собственному ребенку
Актуальность изучения связи детского опыта матери с его влиянием на процесс воспитания собственного ребенка определяется необходимостью решения таких задач, как развитие и воспитание полноценных, жизнеспособных и благополучных детей.
Ранний детский опыт общения с матерью может быть как позитивным, так и негативным, и под влиянием этого опыта формируется собственная материнская позиция женщины.
В течение жизни женщина решает возрастные задачи развития. Традиционно возрастные периоды рассматриваются в диапазоне 10–15 лет.. Например, в 27–32 года женщина наиболее эмоционально готова к реализации ролей жены и матери, что совпадает с ее нормативными задачами развития. Средний возраст выхода замуж у россиянок приближается к среднеевропейскому и составляет 27–30 лет. Особенностью возраста 33–39 лет является стремление к профессиональной реализации и установлению близких отношений в семье, на 39 лет приходится начало кризиса середины жизни, который у женщин начинается раньше, чем у мужчин, и длится дольше. В 40–45 лет основными задачами являются подведение итогов достигнутого, переосмысление собственной жизни и преодоление кризиса середины жизни. Возраст 46–50 лет обычно соответствует периоду жизни, когда взрослые дети отделяются, семейная система перестраивается, на первый план выходят супружеские отношения и в случае создания собственных семей взрослыми детьми принятие новых членов семьи. При рождении внуков женщина осваивает новую роль — роль бабушки.
Чем больше было тревоги в отношениях с собственной матерью, тем требовательнее и строже мать к собственному ребенку и тем больше она тревожится за него, стремясь тем самым компенсировать свою собственную тревогу. Чем больше было избегания и тревоги в отношениях с матерью, тем меньше принимается собственный ребенок и хуже сотрудничество с ним. Для женщин в возрасте 33–39 лет тревога в отношениях с матерью меньше связана с отношениями с собственным ребенком, Для нее важно воспитательное согласие в семье. Возможно, это объясняется стремлением женщины найти «союзника» в лице супруга для доказательства того, что она все делает правильно и для тревоги нет причин. Для данной группы характерно также перенесение эмоциональной близости с матерью на отношения с собственным ребенком в обратной зависимости: стать ближе собственному ребенку, чем была для женщины ее собственная мать. Если мать женщины 40–45 лет была тревожной, то женщина тревожится за собственного ребенка, и в этом в основном и проявляется влияние детского опыта на общение со своим ребенком. Для женщин старшей возрастной группы тревожность и избегание в отношениях с матерью одинаково связаны с отношениями с собственным ребенком. Чем больше женщина чувствовала себя принятой, будучи ребенком, тем больше она принимает своего ребенка и удовлетворена отношениями с ним. Таким образом, подытоживая сказанное, отметим, что на женщин, имеющих детей одного возраста и относящихся к разным возрастным группам, собственный детский опыт по- разному проявляется в отношениях с собственным ребенком.
В связи с этим отметим следующее:
- Эмоциональная близость с матерью в прародительской семье обусловливает принятие собственного ребенка, близость и умение сотрудничать с ним.
- Тревога передается от матери к дочери. Дочь, став матерью, сама будет демонстрировать тревожное поведение. Такие матери стремятся компенсировать тревогу своей требовательностью, строгостью, воспитательным согласием в семье. При этом, чем более тревожной была мать, тем более значимо для дочери быть авторитетным родителем.
- Возрастная динамика влияния детского опыта на взаимоотношения с ребенком имеет тенденцию нивелироваться до 45 лет, после снова проявляется.
Материал подготовлен педагогом-психологом
Консультативной службы ранней помощи
МБДОУ №8 «Гармония»
Мельник Г.Д.