Идеальная мать
Ребенок появился на свет… Казалось бы все переживания позади, но на смену одним тревогам и сомнениям приходят новые. Вся тяжесть ответственности ложится в первую очередь на маму, которая может испытывать очень противоречивые чувства в адрес ребенка: от любви до до необъяснимой раздражительности, тревоги и даже агрессивности.
Какая мама нужна ребенку, чтобы он рос счастливым, уверенным и сильным? Вопрос не праздный, так как в раннем возрасте мама является своеобразным ретраслятором (проводником), через который ребенок познает и воспринимает окружающий мир, формирует свое отношение к нему, а затем и выстраивает собственное взаимодействие с миром. Известно, что выделяются несколько факторов, которые влияют на формирование этих отношений: эмоциональное самочувствие мамы в период беременности (первая реакция на известие о беременности, эмоциональный фон в течение всей беременности, эмоция в момент рождения ребенка), социальная установка (как надо воспитывать ребенка), оценка своего взаимодействия с ним. Родителями не рождаются, ими становятся. Важно, какая складывается у женщины внутренняя материнская позиция. Она характеризует ценности и смыслы, связанные с материнством, в ней развивается образ себя как мамы, формируется образа ребенка. Все это естественным образом влияет на отношения с малышом.
Иногда в процессе консультирования семей звучит установка женщины на то, чтобы быть идеальной матерью. Нужно ли это ребенку? В психологической литературе о развитии эмоциональных отношений между матерью и ребенком можно встретить выражение «достаточно хорошая мать». Что это значит? Важно, чтобы мама была
- Чувствительна к ребенку (понимала его потребности, нужды)
- эмоционально устойчивой (могла справиться с любым поведением ребенка)
- эмоционально доступной (откликалась эмоционально на обращения ребенка)
С целью систематизации факторов, влияющих на развитие эмоциональных отношений матери к ребенку, и исследования формирующегося образа о себе как о маме и представлений о ребенке в Консультативной службе ранней помощи проводилось небольшое исследование. Мамам предложили ответить на вопросы анкеты «Особенности эмоциональных отношений матери к ребенку». В анкетировании приняли участие 25 семей с малышами от 8 месяцев до 3-х лет.
Вот некоторые данные качественного и количественного анализа анкет. Представления о себе как о маме: 56% характеризуют себя как заботливую, любящую и счастливую маму; 20% — как хорошую (стараюсь дать все, что могу; радуюсь успехам ребенка, принимаю решения); 4% — излишне опекающие; 20% — обычная, в том числе виноватая, в том числе и мама-собственница. В ответах на вопрос о правилах, на которые родители опираются при воспитании ребенка, наблюдается следующее: нет четкого представления о них, ответы часто носят формальный характер, обозначаются разногласия в вопросах воспитания между членами семьи и представителями разных поколений. Характеризуя свои представления о ребенке, родители не всегда ориентируются на реальные возможности ребенка, отмечают желаемые качества; 32% затруднились ответить на вопрос, чем ребенок их удивляет; 31,5% отмечают, как быстро дети многому учатся; для 8% оказалось важным, что дети быстро забывают, когда родители были неправы. Результаты анкетирования обсуждались в рамках индивидуального консультирования, в ходе которого появлялись новые темы для размышлений об отношениях в семье, о проявлениях родительской любви.
Проявления родительской любви «питают» детскую душу, когда речь идет об искреннем чувстве, принимающем ребенка безусловно. Какие сигналы получает ребенок от взрослого, что позволяет ему знать, что его любят?
Накануне Дня матери детям 4-6 лет детского сада №12 «Журавушка» предложили ответить на вопросы: Любишь ли ты маму? Любит ли мама тебя? Как ты понимаешь, что мама тебя любит? Как она показывает тебе свою любовь?
Детские ответы: мама говорит: «Я тебя люблю», целует, обнимает, гладит, дарит подарки, готовит кушать, застилает постельку, поет песенки, рассказывает сказки; все делаем вместе, гуляем, смотрим любимую передачу; помогает мне, «Я – ее сын, я ее тоже люблю. Она меня родила. Мы – одна семья»; называет меня: «Мое солнышко», «Радость моя», «Любимый», «Мое сердце», «Мой заюшка»; говорит, что я – добрый, ласковый.
Любите своих детей и будьте любимы.
Материал подготовлен
Мельник Г.Д.