Как развивать любознательность у малыша до 3
Изучая окружающую обстановку и экспериментируя с вещами, дети познают окружающий мир: они узнают свойства и возможности различных предметов и материалов и понимают, каким образом могут сами влиять на окружающее.
В рамках нашей консультации мы попробуем разобраться с тем, как идет процесс исследования у малыша и что имеет значение для развития его любознательности.
Ребенок с рождения испытывает интерес к людям и их лицам. Из нескольких предметов, на которые можно смотреть, новорожденный всегда выбирает лицо. Наиболее интересны реальные лица, но дети с удовольствием рассматривают и лица на картинках, даже грубо нарисованные, фантастические или карикатурные.
С раннего возраста ребенок начинает копировать выражение лица взрослых: улыбается, корчит гримасы, высовывает язык. Способность к подражанию очень важна, поскольку именно благодаря ей ребенок обучается новым действиям и новым словам. После длительного периода пассивного рассматривания людей и лиц ребенок переходит к активному исследованию предметов. Поначалу он «все тащит в рот»: это связано с тем, что рот у ребенка – наиболее чувствительная часть тела, и, следовательно, он дает больше всего информации о предмете. Затем ребенок начинает трясти предметы, ударять их об окружающие поверхности, рассматривать, ощупывать, ронять и бросать. Так он получает сведения о свойствах каждого предмета – его текстуре, твердости или мягкости, тяжести или легкости, его вкусе, производимых им звуках, способности изменять форму, внешнем виде со всех сторон.
Как только ребенок получает возможность передвигаться, он начинает исследовать окружающую обстановку, стремясь узнать как можно больше о мире вокруг себя. Он непременно стремится открыть и закрыть все двери, опустошить все ящики гардероба и дотянуться до вазы на верхней полке. Таким путем ребенок расширяет свои познания об окружающем: узнает, как открывается и закрывается дверь, как выглядят одни и те же предметы с разных точек зрения, познает такие природные явления, как свет, тень и эхо.
Начав играть с предметами, ребенок скоро узнает: если потрясти погремушку, она загремит, а если сжать в руке резиновую игрушку-пищалку, она запищит. Так возникает понятие о причинно-следственных связях. Понятие о причине и следствии дает ребенку представление о том, что он способен влиять на окружающее и что, следовательно, мир, в котором он живет, до известной степени поддается управлению и контролю. Это имеет большое значение для развития у ребенка чувства уверенности.
Для развития детской любознательности чувство уверенности, эмоционального комфорта имеет огромное значение и является значимым фактором, влияющим на этот процесс. Поэтому так важно поддерживать инициативу ребенка, удовлетворять его основные потребности: в комфорте, тепле, ласке; признании, поддержке, похвале; в близости-дистанции в отношениях с мамой. Эта потребность становится актуальной для ребенка приблизительно с 18 месяцев. Он «насытился» мамой, круг его интересов расширяется, ребенка привлекают другие объекты, и он стремится к ним, убегая от мамы. Этот период противоречив и сложен, как для ребенка, так и для мамы. Спокойное и разумное отношение взрослого к таким ситуациям поможет прожить этот период с максимальной пользой для ребенка.
Для развития детской любознательности, исследовательского интереса имеет значение и то, как организована предметная среда, в которой живет ребенок. Необходимо обратить внимание на количество игрушек, их новизну, соответствие игрушек возрасту и возможностям ребенка. И, конечно, имеет значение, как взрослый предъявляет игрушку ребенку, как поддерживает и развивает детскую игру.
Рекомендации по подбору игрушек для детей разного возраста будут опубликованы в следующей консультации.
Материал подготовлен Мельник Г.Д.