Этюды об изменении личности
Ребенок появился на свет, он растет, меняется. Успеваем ли мы, взрослые, меняться вместе с ним? Наступают периоды, когда кажется, что все переживания позади, но на смену одним тревогам и сомнениям приходят новые. Зачастую они возникают, потому что не всегда понятно, что происходит с ребенком, почему он ведет себя так, а не иначе. Именно поэтому важно знать о возрастных изменениях у детей.
Итак, что необходимо знать родителям о развитии ребенка 3-7 лет?
- 3 года — «кризис 3-х лет». Этот период характеризуется тем, что развивается и укрепляется «Я» ребенка, при этом возможности и желания маленького человека не совпадают. Это вызывает «бурю» протеста в ответ на ограничения, запреты. Поведение ребенка отличается противоречивостью. Он часто пользуется фразами: «Я хочу!», «Я не хочу!», «Я буду!», «Я не буду!», «Мое!» и т.д. Такие проявления негативизма, эгоцентризма обусловлены происходящими изменениями в работе полушарий головного мозга. Возрастает активность левого полушария, что и запускает описанный поведенческий механизм. Важно помнить, что у ребенка 3-х лет еще не сформировано понимание «хорошо»-«плохо», малыш такого возраста еще не умеет регулировать свое поведение в отличие от ребенка, например, 6-7 лет.
Что делать в этой ситуации родителям?
- Определитесь четко с запретами и ограничениями: что Вы будете разрешать ребенку, а что запрещать.
- Необходимо, чтобы все взрослые, участвующие в воспитании ребенка, были последовательны и предъявляли ему одинаковые требования.
- Количество запретов и ограничений должно быть небольшим (в противном случае Вы невольно будете провоцировать нежелательное поведение у ребенка вновь и вновь). Иногда бывает полезным пересмотреть домашнюю обстановку и все привлекательные, но запрещенные предметы, убрать из поля зрения малыша. Психологи рекомендуют обратить внимание на следующие «нельзя»: нельзя причинять боль себе и другим, брать чужое и разрушать то, что сделано руками другого человека.
- Маленького ребенка легко отвлечь и переключить. Используйте эту особенность детского развития.
- Предупреждайте эмоциональную «бурю». Например, Вы пришли с ребенком в поликлинику и видите огромную очередь. Вы знаете, что Ваш ребенок через несколько минут начнет бегать, всем мешать, Вы будете его одергивать, он начнет сопротивляться… и все закончится очень плачевно (и для него и для Вас). Как Вы можете предупредить такое поведение? Можно занять очередь и выйти с ребенком во двор, где он также будет бегать и веселиться, только уже никому не мешая. Более того, Вы можете присоединиться к его игре. Таким естественным образом реализуется потребность малыша в двигательной активности, и в тоже время Вы предупредите нежелательное поведение.
- Если «буря» все-таки случилась, Ваша задача — успокоить ребенка. Дети успокаиваются по-разному: кого-то надо взять на руки, походить; кто-то быстрее успокаивается сам. Главное условие в этот момент – родители должны сохранять спокойствие и уверенность. Если же родители сами растеряны, злятся или раздражаются, тогда процесс успокоения затянется и с ребенком будет очень трудно справиться.
Вопросы для родителей:
Как Ваш ребенок реагирует на «Нельзя»? Ваше поведение в этой ситуации.
Что Вы чувствуете в этот момент?
Помните: от Вашей последовательности зависит формирование «границ» у ребенка, что очень важно для его психического развития.
- 4-5 лет – пик эмоционального развития ребенка. На этом этапе возрастного развития может проявляться усиление страхов, что может дестабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. В этом возрасте у ребенка активно развивается чувство вины.
Вопросы для родителей:
Часто ли Вы стыдите своего ребенка? За что? Зачем Вы это делаете?
Помните: хорошо хвалить ребенка, когда он делает что-то хорошее, но именно когда он что-то сделал не так, ему нужна Ваша поддержка. Не злоупотребляйте детским чувством вины.
- 5-6 лет – складывается эмпатия: способность понимать, сочувствовать, сопереживать, соучаствовать.
Вопросы для родителей:
Различает ли ребенок Ваше эмоциональное состояние? Как он на него реагирует?
Привлекаете ли Вы ребенка к проявлению сочувствия, участия к себе и другим?
Помните: ребенок строит свои отношения с другими через призму отношений в семье, своего опыта и эмоционального самочувствия.
- 6-7 лет – расслоение образа «Я»: «Я»-реальное, «Я»-идеальное, т.е. ребенок начинает осознавать свои реальные поступки, соотносить свое поведение с желаемым. В этом возрасте развивается совесть (как чувство долга), обязанность, ответственность. Формируется стереотип полоролевое поведения, девочки начинают понимать, что они – будущие женщины – и все больше ориентируются на женское поведение; мальчики, что они – будущие мужчины – и все больше ориентируются на мужское поведение.
Вопросы для родителей:
На что Вы ориентируетесь, предъявляя требования к ребенку?
Даете ли вы ребенку возможность получить свой собственный опыт?
Обращаетесь ли Вы за помощью, советом к своему ребенку?
Поддерживаете ли Вы мужское и женское начало в своих детях? Как Вы это делаете?
Примечание: более подробно эти и другие вопросы Вы можете обсудить с психологом детского сада каждый четверг с 17.00 до 18.00.
Материал подготовлен
Мельник Г.Д.